Дерматокосметология

Халдеи - это кто? Значение и происхождение слова. Халдеи истинные и мнимые Древняя халдея

Халдеи - это кто? Значение и происхождение слова. Халдеи истинные и мнимые Древняя халдея

С давних времен историки установили, что термин «халдеи» имеет два значения: определяет народность и касту жрецов. Еще в античную эпоху географ Страбон писал по этому поводу:

«В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем...»

Первое упоминание о халдеях содержится в свидетельствах ассирийского царя Салманасара III и восходит к IX веку до нашей эры. В этих документах сообщается о древнем племенном делении халдеев. Наиболее значительными были племена бит-дакури на севере и бит-якин на юге. Ко времени Салманасара III эти племена образовали небольшие самостоятельные государства, платившие подать Ассирии.

«Грабители, нападающие на поселения»

Именно так характеризует халдеев библейская Книга Иова, указывающая на кочевой образ их жизни. О халдеях, как о народе, известно крайне мало. Кроме того, дошедшие до нас сведения очень противоречивы.

По одним источникам, халдеи - семитские племена или семито-арамейская народность, проживавшая в I тысячелетии до нашей эры у Персидского залива. По другим, это народ более древнего происхождения, который населял междуречье Тигра и Евфрата.

Некоторые исследователи предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные регионы древней Месопотамии из гористых северных районов.

Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми «домами», во главе которых стояли независимые князья.

Учитывая суровые условия жизни в горах, они существовали в основном за счет грабежей и разбоев. Халдейские племена постоянно нападали на ассирийские поселения и даже небольшие древние города, грабя их. При этом отличались особой воинственностью и жестокостью.

По всей видимости, ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 годы до нашей эры) включил халдейские царства в состав подвластной ему Вавилонии. В правление его наследников Саргона II и Санхерива (722-680 годы до нашей эры) усилился царь бит-якин Мардук-апла-иддин (библейский Меродах-Баладан), который несколько раз захватывал власть в Вавилоне, однако в итоге вынужден был бежать в Элам.

С середины VII века до нашей эры начинаются непрерывные, идущие с переменным успехом войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном. На вавилонском троне происходит частая смена царей, среди которых были и халдейские князья. В 626 году до нашей эры правитель халдеев Набопаласар при поддержке арамеев и самих вавилонян воцарился в Вавилоне. Он разгромил Ассирию и основал Нововавилонское царство, в администрации которого халдеи стали играть важную роль, заслужив славу мудрецов.

Его сын, царь Навуходоносор II, расширил Нововавилонское царство, покорив еще и Иудею. В результате халдеи стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием. Они приняли древнюю шумеро-вавилонскую культуру и религию и превратились в самобытную касту халдеев, шифровавшую свои знания в магии и чародействе. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир.

Однако он же способствовал и распространению халдейской культуры среди других народов: благодаря войнам греков с персами, а также разрешению евреям вернуться на родину, она проникла во многие страны Средиземноморья.

Колдуны, чародеи и гадатели

Под такими определениями знали халдеев в Древнем мире. И неслучайно. Еще в Священном Писании они упоминаются как вавилонские мудрецы и ученые, занимавшиеся в первую очередь астрономией и математикой. И среди них было немало жрецов и магов, которых побаивались простые жители.

Они действительно были самыми образованными людьми своего времени и знали астрономию, земледелие, математику, магию, медицину, искусство заклинаний и заговоров, метрологию, религию, мифологию и т.д. Об этом известно, благодаря многочисленным клинописным табличкам, обнаруженным при раскопках библиотеки древнего ассирийского города Ниневии.

На них, в частности, удалось прочитать различные заклинания, астрологические расчеты и лечебно-магические наставления. Оказалось, что судьбы народов и государств, перспективы войны, мира и урожая, судьбы правителей, будущие дожди и наводнения, голод и болезни жрецы определяли по положению звезд.

На основании длительных и изумительных по своей точности астрономических наблюдений был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года. Жрецы также установили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании этих расчетов составили древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Современники отмечали ясность изложения астрологической системы халдеев. Поэтому неудивительно, что их астрологические прогнозы и гороскопы приобрели особую популярность среди правителей практически всех соседних народов. Известно, например, что встретившие Александра Македонского на пути в Вавилон «халдейские предсказатели» убедили его не входить в город, поскольку они узнали по звездам, что там его ждет смерть.

Халдеи делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку Победителю. В их предсказания верили такие знаменитые римляне, как Сулла, Красе и даже Цезарь.

Халдейские мудрецы выделили среди звезд созвездия, дав им названия, определили закономерности движения по небосводу Солнца, Земли и Луны, научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения, что производило особое впечатление на суеверных современников.

Для подобных заключений требовались глубокие познания в математике. И халдеи достигли в этой науке поразительных результатов: научились извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической, геометрической прогрессиях и тд. Но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел.

Магия чисел: миф о счастливой семерке

Раскрывать тайны математических головоломок халдейские мудрецы никому не собирались. Поэтому сегодня можно лишь предполагать, какие реальные факты и знания того времени они зашифровали в цифровой магии. Тем не менее каждый житель Халдеи знал, что в первой десятке чисел счастливыми являются три и семь.

Символом вечности у халдейских жрецов-математиков считалось число 653. Священным было и число 6532. С ними производились различные действия: разложение на составные части, возведение в степень и т.д. С особым почтением относились халдеи и к числу 60. При раскопках древнего города Ниппур (территория современного Ирака) было обнаружено множество табличек с записанными на них математическими упражнениями вокруг числа 60 и особенно 604.

Почему именно эти цифры - выяснить так и не удалось. Ученые лишь пришли к выводу, что различными комбинациями цифр зашифровывались астрономические познания, природные и исторические закономерности, различные
предсказания и иные данные.

У халдейских племен существовало многобожие, и каждый из небожителей также имел свое число. Халдеев неслучайно считают основателями астрологии и астрономии. Но они также были математиками и натуралистами, теософами и философами, первыми провозгласившими бессмертие души.

Существовали целые оккультные школы халдеев. Считается, что именно с их подачи на всем семитском Востоке распространились амулеты и талисманы, первобытная магия и примитивный гипноз, известный в народе, как «сглаз».

Шумерские жрецы-халдеи были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, а кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков. Чаще всего правитель был и первосвященником - высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Исследователи давно пришли к выводу, что числовая мистика и символика возникли в Халдее. Но мало кто из наших современников догадывается, что некоторые знаменитые русские поговорки («Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один - отрежь») дошли до нас из глубокой древности и имеют халдейские корни.

Евгений ЯРОВОЙ, журнал "Загадки истории"

Когда думаешь о халдеях, на ум приходят «Шкидские рассказы» А. Пантелеева, именно в то время, и так называли воспитанники советских школ в первые годы после революции своих случайных учителей-шарлатанов, учителей-проходимцев, которые по своим профессиональным качествам не могли называться педагогами. Это обидное прозвище для учителей пришло в «республику Шкид» из бурсацких училищ, куда сгоняли насильно великовозрастных детей со всех окрестных деревень, и где стояли очень жестокие порядки. В те времена халдеями называли шутов и скоморохов, которые, обрядившись в восточные одежды, потешали народ на базарах, не стесняясь непристойных выходок, поэтому и слово это было бранное.

По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя халдеями. Они занимались пророчеством, гаданием, магией и снотолкованием. Вместе с тем, имя халдеев упоминается ещё в святом писании, как имя вавилонских мудрецов и учёных, занимавшихся науками, особенно астрономией и математикой. Среди них были жрецы и маги, которых в те далёкие времена люди побаивались. А ещё были предсказатели, чародеи и целители, которые заклинаниями и магическими обрядами изгоняли злых духов. Существовали целые оккультистические школы халдеев. В предсказания халдеев верили Сулла, Красс и даже Цезарь.

О халдеях, как о народе, его этнической принадлежности, географическом месте обитания, культуре и традициях, известно очень мало, кроме того, эти сведения очень противоречивы. Халдеи, по одним источникам, племена семитского происхождения, жившие в первом тысячелетии до н. э. у Персидского залива, по другим - халдеи имели более древнее происхождение и населяли территорию междуречья Тигра и Ефрата. Некоторые исследователи древней истории предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные районы древней Месопотамии с гористых северных районов. Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми "домами", причём во главе каждого рода стояли независимые князья. Учитывая суровые условия жизни в горных районах и трудности с добычей пропитания, халдеи упоминаются, и в апокрифических источниках, и в библейских трудах, как народ, живущий в основном грабежами и разбоем. И в действительности, халдейские племена были очень воинственными и жестокими.

Представители халдейских племен постоянно нападали и грабили ассирийские поселения, и даже небольшие древние города. Непрерывные войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном, идущие с переменным успехом, приводили к частой смене Вавилонских царей, среди которых были и халдейские князья. После окончательного разгрома и захвата ассирянами халдейских племён, одни князья были жестоко убиты, или бежали в соседние древние государства, такие как Элам, другие - были обложены данью, а их народы пленены и переселены в знаменитую в древности Вавилонию. Там они стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием, ассимилировав и приняв древнюю шумеро-вавилонскую культуру, жречество и религию, превратившись в своеобразную касту халдеев, которая будет передавать свои познания в магии и чародействе последующим поколениям из рода в род.

После упадка Ассирийской империи в VII - VI веках до н. э., было основано Нововавилонское царство, во главе с халдейским царём Набопаласаром. Его сын, царь Навуходоносор, расширил Нововавилонское царство, покорив ещё и Иудею. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир. Однако, благодаря войнам греков с персами, халдейская культура и магия, проникла в страны Средиземноморья. Распространению халдейской науки среди других народов способствовали и евреи, получившие от Кира разрешение вернуться на свою родину.

На территории древней Халдеи археологами найдено много письменных источников - глиняных пластинок, многие из которых очень хорошо сохранились, благодаря тому, что глина - материал практически вечный. На них были описаны не только астрономические наблюдения халдеев, но и рецепты магических процедур изгнания демонов, гадания, и лечения людей, а также числовые ряды и действия с ними. На основании длительных астрономических наблюдений халдеев, изумительных по своей точности, был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года.

А ещё халдеи верили в то, что небесные тела являются причиной всего происходящего на земле, а взаимным положением звезд определяется жизнь людей и природные явления. Был составлен, так называемый, халдейский ряд планет, который использовался в астрологии. Астрологические прогнозы и составление гороскопов стали очень популярны среди правителей практически всех народов, соприкоснувшихся с халдейской магией. Халдейские жрецы могли вычислять солнечные и лунные затмения почти с совершенной точностью. Они определили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании чего был составлен древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Для таких вычислений необходимы были основательные математические знания. Халдеи умели извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической и геометрической прогрессиях, но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел. Они приписывали каждому своему божеству определённое число, а свои астрономические познания и реальные факты зашифровывали в числовые комбинации. Среди первой десятки чисел, благоприятствующих человеку, халдеи выделяли число три и семь. Именно им мы обязаны своей верой в счастливую семёрку!

С давних времен историки установили, что термин «халдеи» имеет два значения: определяет народность и касту жрецов. Еще в античную эпоху географ Страбон писал по этому поводу:
«В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем...»

Первое упоминание о халдеях содержится в свидетельствах ассирийского царя Салманасара III и восходит к IX веку до нашей эры. В этих документах сообщается о древнем племенном делении халдеев. Наиболее значительными были племена бит-дакури на севере и бит-якин на юге. Ко времени Салманасара III эти племена образовали небольшие самостоятельные государства, платившие подать Ассирии.
«ГРАБИТЕЛИ, НАПАДАЮЩИЕ НА ПОСЕЛЕНИЯ»

Именно так характеризует халдеев библейская Книга Иова, указывающая на кочевой образ их жизни. О халдеях, как о народе, известно крайне мало. Кроме того, дошедшие до нас сведения очень противоречивы.По одним источникам, халдеи - семитские племена или семито-арамейская народность, проживавшая в I тысячелетии до нашей эры у Персидского залива. По другим, это народ более древнего происхождения, который населял междуречье Тигра и Евфрата.Некоторые исследователи предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные регионы древней Месопотамии из гористых северных районов.Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми «домами», во главе которых стояли независимые князья.Учитывая суровые условия жизни в горах, они существовали в основном за счет грабежей и разбоев. Халдейские племена постоянно нападали на ассирийские поселения и даже небольшие древние города, грабя их. При этом отличались особой воинственностью и жестокостью.По всей видимости, ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 годы до нашей эры) включил халдейские царства в состав подвластной ему Вавилонии. В правление его наследников Саргона II и Санхерива (722-680 годы до нашей эры) усилился царь бит-якин Мардук-апла-иддин (библейский Меродах-Баладан), который несколько раз захватывал власть в Вавилоне, однако в итоге вынужден был бежать в Элам.

С середины VII века до нашей эры начинаются непрерывные, идущие с переменным успехом войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном. На вавилонском троне происходит частая смена царей, среди которых были и халдейские князья. В 626 году до нашей эры правитель халдеев Набопаласар при поддержке арамеев и самих вавилонян воцарился в Вавилоне. Он разгромил Ассирию и основал Нововавилонское царство, в администрации которого халдеи стали играть важную роль, заслужив славу мудрецов.Его сын, царь Навуходоносор II, расширил Нововавилонское царство, покорив еще и Иудею. В результате халдеи стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием. Они приняли древнюю шумеро-вавилонскую культуру и религию и превратились в самобытную касту халдеев, шифровавшую свои знания в магии и чародействе. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир.Однако он же способствовал и распространению халдейской культуры среди других народов: благодаря войнам греков с персами, а также разрешению евреям вернуться на родину, она проникла во многие страны Средиземноморья.

КОЛДУНЫ, ЧАРОДЕИ И ГАДАТЕЛИ

Под такими определениями знали халдеев в Древнем мире. И неслучайно. Еще в Священном Писании они упоминаются как вавилонские мудрецы и ученые, занимавшиеся в первую очередь астрономией и математикой. И среди них было немало жрецов и магов, которых побаивались простые жители.Они действительно были самыми образованными людьми своего времени и знали астрономию, земледелие, математику, магию, медицину, искусство заклинаний и заговоров, метрологию, религию, мифологию и т.д. Об этом известно, благодаря многочисленным клинописным табличкам, обнаруженным при раскопках библиотеки древнего ассирийского города Ниневии.На них, в частности, удалось прочитать различные заклинания, астрологические расчеты и лечебно-магические наставления. Оказалось, что судьбы народов и государств, перспективы войны, мира и урожая, судьбы правителей, будущие дожди и наводнения, голод и болезни жрецы определяли по положению звезд.На основании длительных и изумительных по своей точности астрономических наблюдений был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года. Жрецы также установили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании этих расчетов составили древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Современники отмечали ясность изложения астрологической системы халдеев. Поэтому неудивительно, что их астрологические прогнозы и гороскопы приобрели особую популярность среди правителей практически всех соседних народов. Известно, например, что встретившие Александра Македонского на пути в Вавилон «халдейские предсказатели» убедили его не входить в город, поскольку они узнали по звездам, что там его ждет смерть.Халдеи делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку Победителю. В их предсказания верили такие знаменитые римляне, как Сулла, Красе и даже Цезарь.Халдейские мудрецы выделили среди звезд созвездия, дав им названия, определили закономерности движения по небосводу Солнца, Земли и Луны, научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения, что производило особое впечатление на суеверных современников.Для подобных заключений требовались глубокие познания в математике. И халдеи достигли в этой науке поразительных результатов: научились извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической, геометрической прогрессиях и тд. Но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел.

МАГИЯ ЧИСЕЛ: МИФ О СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕРКЕ

Раскрывать тайны математических головоломок халдейские мудрецы никому не собирались. Поэтому сегодня можно лишь предполагать, какие реальные факты и знания того времени они зашифровали в цифровой магии. Тем не менее каждый житель Халдеи знал, что в первой десятке чисел счастливыми являются три и семь.Символом вечности у халдейских жрецов-математиков считалось число 653. Священным было и число 6532. С ними производились различные действия: разложение на составные части, возведение в степень и т.д. С особым почтением относились халдеи и к числу 60. При раскопках древнего города Ниппур (территория современного Ирака) было обнаружено множество табличек с записанными на них математическими упражнениями вокруг числа 60 и особенно 604.Почему именно эти цифры - выяснить так и не удалось. Ученые лишь пришли к выводу, что различными комбинациями цифр зашифровывались астрономические познания, природные и исторические закономерности, различные
предсказания и иные данные.У халдейских племен существовало многобожие, и каждый из небожителей также имел свое число. Халдеев неслучайно считают основателями астрологии и астрономии. Но они также были математиками и натуралистами, теософами и философами, первыми провозгласившими бессмертие души.

Существовали целые оккультные школы халдеев. Считается, что именно с их подачи на всем семитском Востоке распространились амулеты и талисманы, первобытная магия и примитивный гипноз, известный в народе, как «сглаз».Шумерские жрецы-халдеи были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, а кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков. Чаще всего правитель был и первосвященником - высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.Исследователи давно пришли к выводу, что числовая мистика и символика возникли в Халдее. Но мало кто из наших современников догадывается, что некоторые знаменитые русские поговорки («Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один - отрежь») дошли до нас из глубокой древности и имеют халдейские корни.

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Викизнание

Халдеи (вавилонское Kaldu и греческое, "Χαλδαίοι" - имя народа, обитавшего в болотистой области устьев Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского зал.

Туземное имя может быть сохранено в евр. "Кашдим". Происхождение неизвестно. Вероятнее всего предположение, что X. - семиты , переселившиеся, подобно другим членам этой расы, из Аравии , и что они принадлежат к той же группе, что и арамеи , и также в середине II тысячелетия напирали на область вавилонской культуры, но с юга. Будучи первоначально номадами (см. Иова И, 1 и 17), они скоро подчинились влиянию вавилонской культуры, приняли язык и религию вавилонян. Осев в плодородной и луговой области устья, они образовали ряд княжеств, часто встречающихся в клинописной литературе и обозначаемых по именам основателей: Bit-Jakin ("Дом Якина"), Bit-Dakuri, Bit-Amukkani, Bit-Saalli и т. п. Некоторые из них были расположены почти в виду крупных вавилонских городов, напр. Bit-Dakuri в ближайшем соседстве с Вавилоном и Борсиппой . Страна была до такой степени переполнена X., что касситы (см.) называли ее Кардуниаш , может быть, по их имени ("страна Карду", т. е. X.), равно, как и ассирийцы , употреблявшие иногда безразлично mat (страна) K a ldu и Кардуниаш. При таких условиях понятны увеличивавшиеся притязания X. и их стремление завладеть вавилонским престолом, который, таким образом, сделался предметом соперничества между ними, Ассирией и Эламом. Туземное население делалось все более и более не способным к инициативе, X. же постоянно враждовали между собой, делясь на много племен и "домов" (bit). Поэтому, как власть царя-вавилонянина не обеспечивала против нападений X., так и владычество последних было для Вавилонии синонимом анархии . Такое положение было на руку ассирийским царям, умевшим выставлять себя правоверными защитниками священного города и, действительно, достаточно сильными для водворения спокойствия. Уже Салманассар II, вмешавшись в споры о вавилонском престоле (851 г.), впервые имел дело с X.: князья Бит-Дакури, Амуккани и Якин должны были заплатить дань; воевали с ними Самси-Рамман III и Рамман-Нирари III (803 - у моря, 796 и 785 - севернее), принудив всех князей X. к дани. Но наступивший затем временный упадок ассирийского могущества снова развязал руки X., и они к концу VIII в. появляются уже в древних городах: Уре, Ниппуре, Кише, Куфе и Сиппаре. Вместе с тем у них замечается стремление к объединению, князь Бит-Якина называется "царем X.". В это время (732) прекращение вавилонской династии было сигналом к посягательствам со стороны X., Элама, Ассирии. Князь Бит-Амуккани Укин-Цир (Χινζηρος Птолемея) захватил Вавилон и процарствовал три года, пока Тиглатпалассар III осаждал Дамаск . Покончив с последним, ассир . царь направился против X. Набуушабши, князь Бит-Шилини, был казнен пред стенами своего города Саррабану, Закиру Бит-Шаалльский уведен в плен со своими подданными, наконец, и Укин-Цир, после долгой успешной осады, должен был сдать свою крепость Сапею. Тогда Баласу бит-дакурский и Меродах-Баладан бит-якинский заплатили дань. Тиглатпалассар возложил на себя вавилонскую корону с именем Фула ; то же сделал и его преемник Салманассар IV, принявший имя Улулая. После его смерти поднялся опять Меродах-Баладан и, овладев Вавилоном, удержался 12 лет (721-710), опираясь на эламского царя Хумбанигаша и пользуясь затруднениями Саргона в Сирии и Армении . Он пытался образовать против Ассирии большую коалицию и для этой цели посылал даже к Езекии Иудейскому (см. соотв. статью). Но вавилоняне были им недовольны за предпочтение X. и за конфискации для платы солдатам; они приняли Саргона (710), как освободителя. Меродах-Баладан бежал в Элам , чтобы после смерти Саргона снова появиться на сцене. На этот раз он царствовал всего 9 мес., был разбит при Кише и снова бежал. X. были оттеснены в свои области. Новая попытка в 700 г. не имела успеха: Меродах-Баладан бежал в болота, а потом, захватив своих богов, в Элам; часть его подданных была переселена на С Синахерибом, который на своих судах достиг до прибрежных областей Элама. В это время X. Мушезиб-Мардук (Μεσησιμόρδακος) захватил Вавилон и вступил в вассальные отношения к Эламу, купив его покровительство храмовыми сокровищами (692-89). Союзники разбили даже Синахериба, но неожиданная смерть эламского царя Умман-Менану дала делу другой оборот. Вавилон был взят и разрушен, Ассаргаддон вскоре после воцарения имел дело с сыном Меродах-Баладана Набу-зиру-киниш-лиширом, теснившим ассирийского наместника в Уре. Прогнанный в Элам, он был убит. Брат его Наид-Мардук подчинился добровольно и был признан вассалом в Бит-Якине. В 677 г. восстал князь бит-дакурский Шамаш-ибни, но был взят в плен и заменен верным Набу-Шаллимом. Во время восстания Шамашшумукина против Ассурбанипала X. держали сторону первого и долго сопротивлялись даже после его падения. После окончательного поражения, их князь, внук Меродах-Баладана, Набу-бель-шуме, спасся, было, в Элам, но, желая избегнуть выдачи, лишил себя жизни. Это была последняя победа Ассирии над X. С 625 г. в Вавилоне царствует Набопалассар (см.), основатель нововавилонской халдейской династии, в то время, как мидяне ниспровергали Ниневию . Несколько десятков лет X. были во главе новой вавилонской державы, которую Навуходоносор (см.) расширил еще покорением Иудейского царства и в последний раз в древнем мире образовал великую семитическую монархию . Внутренняя деятельность была направлена на украшение города, укрепление против нашествий, восстановление святилищ, приведение в порядок сети каналов, сглаживание антагонизма отдельных частей населения. Но последнее было еще преждевременным: династия X. не удержалась, и последним вавилонским царем был "вавилонянин" Набонид (см.). Еще Берос называет Навуходоносора "Царем X. и Вавилонян". Зато под иноземным персидским владычеством объединение сделало большие успехи, и скоро на западе оба этнографических термина перестали различаться. Дело дошло до того, что во время эллинизма имя X. сделалось обозначением вавилонского жречества с его "наукой", о которой на Западе ходили всевозможные россказни и которая давала повод к эксплуатации народного суеверия. По Ктесию , X. пришли из Египта с Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всякой божеской и человеческой премудрости, которую они в течение веков передавали из рода в род. Таким образом, X., наряду с магами, друидами, брахманами, приобрели репутацию жреческих философов, всесветных мудрецов. Это представление сделалось господствующим. X. сделались синонимом вавилонской культуры. Их считали основателями звездочетства и астрономии (Diod., II, 3 1, между прочим, говорит об их наблюдениях, обнимавших тысячелетия), первыми провозгласившими бессмертие души (Paus. 4, 32), математиками (Porphyr. v. Pythag. 9) и натуралистами, теософами и т. п. В связь с ними ставили даже религию Зороастра, объявляя его учеником их (Ammian Marcel. 23. 6) и т. п. По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя X. Уже Катон предостерегал от них римлян (De agricult., 5). В 139 г. до Р. Х. сенат изгнал из Рима шайку X., но вскоре при трупе одного консула нашли халдейскую грамоту (Plut. Mar. 42). В X. веровал Сулла (Plut. S. 73), Цезарь , Помпей , Красс не гнушались слушать их предсказания. Существовали целые оккультистические школы X. Тиверий на Родосе изучал у какого-то Фрасилла Scientiam Chaldae o rum artis (Tac. Ann. VI, 20). X. имели успех при дворе императоров и у аристократии, а для провинций, после общественных бедствий, они были настоящими бичами, эксплуатируя суеверие, несмотря на протесты таких людей, как Фаворин (у Gell. 14, 1: "Adversu s e os, qui Ch. appellantur"). При таких условиях совершенно забывалось различие Х. и вавилонян и даже вообще этнографическое значение термина "X." Последним, кто дает себе в этом отчет, был Страбон (16, 765: Βαβυλώνιοι χαί τό των Χαλδαίων έθνος). Впрочем, во время парфян и Сассанидов различие окончательно сгладилось, тем более, что население Вавилонии осложнилось новыми элементами: иранцами, сирийцами, арабами. Смешение культур и синкретизм религий еще более содействовал усилению ложных наук и теургий. Представители смешанного населения на почве древней культуры, гордясь своим мнимым происхождением от ее насадителей, производили впечатление еще на мусульманских арабов времен Аббасидов. Псевдохалдейская премудрость долго держалась как в Вавилонии (XVI в., когда после смерти несторианского католикоса Симона VII партия, недовольная непотизмом, провела через подчинение Риму своего кандидата Иоанна, рукоположенного в 1553 г. папой Юлием ΠΙ в халдейские патриархи. По интригам католикоса Симона VIII он был убит в 1555 г. в тюрьме, куда его бросил диарбекирский вали . Но рукоположенный им Абд-ишо был его преемником и получил из Рима утверждение. Преемник его Абд-аллах не интересовался Римом, но все дальнейшие поддерживали с ним сношения до конца XVIII века, когда снова отстали от унии, но папам еще в XVII в. удалось вовлечь в нее консервативную ветвь патриархов: при Элии VII в Амиде состоялся собор, на котором католикос с 6 епископами осудил лжеучения: "Диодора, Феодора и Нестория". Один из преемников его, Элия XI, в 1778 г., желая закрепить кафедру в своем роде, рукоположил своего племянника мар-Ханну, который обещал упрочить унию. Но избрали не его, а Элия XII, который умер в 1804 г. Между тем, мар-Ханна не отказывался от своих прав, но только в 1830 г. был признан папой "патриархом халдейским и вавилонским". Эта линия в настоящее время и есть настоящая халдейская униатская.

Литература. Впервые поставил вопрос о национальности X. Schrader: "Die Abstammung der Chald ä er und die Ursitze d. Semiten" ("Z. d. Deutsch. Morgenl. Gresellsch.", XXVII). Дальнейшие исследования Delattre"a ("Les Chald é ens", Лувен, 1889) и Winckler"a ("Die Stellung d. Ch. in d. Geschichte. Untersuch. z. altorient. Gesch.", 1889) выяснили этот вопрос, запутанный еще в греко-римское время. О халд. христианах см. преосв. Софония , "Соврем. быт и литургия иаковитов и несториан" (СПб., 1876); В. В. Болотов, "Из истории церкви Сиро-Персидской" ("Христ. Чтение", 1898-1901).

С давних времен историки установили, что термин «халдеи» имеет два значения: определяет народность и касту жрецов. Еще в античную эпоху географ Страбон писал по этому поводу:

«В Вавилонии для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются главным образом астрономией, выделено особое поселение; причем некоторые из них выдают себя за предсказателей судьбы. Существует также племя халдеев, и территория, занимаемая ими, находится по соседству с арабами и Персидским морем...»


Первое упоминание о халдеях содержится в свидетельствах ассирийского царя Салманасара III и восходит к IX веку до нашей эры. В этих документах сообщается о древнем племенном делении халдеев. Наиболее значительными были племена бит-дакури на севере и бит-якин на юге. Ко времени Салманасара III эти племена образовали небольшие самостоятельные государства, платившие подать Ассирии.

«ГРАБИТЕЛИ, НАПАДАЮЩИЕ НА ПОСЕЛЕНИЯ»

Именно так характеризует халдеев библейская Книга Иова, указывающая на кочевой образ их жизни. О халдеях, как о народе, известно крайне мало. Кроме того, дошедшие до нас сведения очень противоречивы.

По одним источникам, #халдеи - семитские племена или семито-арамейская народность, проживавшая в I тысячелетии до нашей эры у Персидского залива. По другим, это народ более древнего происхождения, который населял междуречье Тигра и Евфрата.

Некоторые исследователи предполагают, что халдеи были кочевым народом и переселились в южные регионы древней Месопотамии из гористых северных районов.
Халдеи жили преимущественно родами, так называемыми «домами», во главе которых стояли независимые князья.

Учитывая суровые условия жизни в горах, они существовали в основном за счет грабежей и разбоев. Халдейские племена постоянно нападали на ассирийские поселения и даже небольшие древние города, грабя их. При этом отличались особой воинственностью и жестокостью.

По всей видимости, ассирийский царь Тиглатпаласар III (745-727 годы до нашей эры) включил халдейские царства в состав подвластной ему Вавилонии. В правление его наследников Саргона II и Санхерива (722-680 годы до нашей эры) усилился царь бит-якин Мардук-апла-иддин (библейский Меродах-Баладан), который несколько раз захватывал власть в Вавилоне, однако в итоге вынужден был бежать в Элам.

С середины VII века до нашей эры начинаются непрерывные, идущие с переменным успехом войны халдеев с ассирийцами за обладание Вавилоном. На вавилонском троне происходит частая смена царей, среди которых были и халдейские князья. В 626 году до нашей эры правитель халдеев Набопаласар при поддержке арамеев и самих вавилонян воцарился в Вавилоне.

Он разгромил Ассирию и основал Нововавилонское царство, в администрации которого халдеи стали играть важную роль, заслужив славу мудрецов.

Его сын, царь Навуходоносор II, расширил Нововавилонское царство, покорив еще и Иудею. В результате халдеи стали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием. Они приняли древнюю шумеро-вавилонскую культуру и религию и превратились в самобытную касту халдеев, шифровавшую свои знания в магии и чародействе. Конец владычеству халдейских царей в Вавилонии положил персидский царь Кир.

Однако он же способствовал и распространению халдейской культуры среди других народов: благодаря войнам греков с персами, а также разрешению евреям вернуться на родину, она проникла во многие страны Средиземноморья.

КОЛДУНЫ, ЧАРОДЕИ И ГАДАТЕЛИ

Под такими определениями знали халдеев в Древнем мире. И неслучайно. Еще в Священном Писании они упоминаются как вавилонские мудрецы и ученые, занимавшиеся в первую очередь астрономией и математикой. И среди них было немало жрецов и магов, которых побаивались простые жители.

Они действительно были самыми образованными людьми своего времени и знали астрономию, земледелие, математику, магию, медицину, искусство заклинаний и заговоров, метрологию, религию, мифологию и т.д. Об этом известно, благодаря многочисленным клинописным табличкам, обнаруженным при раскопках библиотеки древнего ассирийского города Ниневии.
На них, в частности, удалось прочитать различные заклинания, астрологические расчеты и лечебно-магические наставления.

Оказалось, что судьбы народов и государств, перспективы войны, мира и урожая, судьбы правителей, будущие дожди и наводнения, голод и болезни жрецы определяли по положению звезд.

На основании длительных и изумительных по своей точности астрономических наблюдений был сделан вывод, что положение солнца и планет влияет на смену времен года. Жрецы также установили продолжительность солнечного года и смены лунных фаз, на основании этих расчетов составили древний лунно-солнечный календарь, состоящий из 12 месяцев.

Современники отмечали ясность изложения астрологической системы халдеев. Поэтому неудивительно, что их астрологические прогнозы и гороскопы приобрели особую популярность среди правителей практически всех соседних народов. Известно, например, что встретившие Александра Македонского на пути в Вавилон «халдейские предсказатели» убедили его не входить в город, поскольку они узнали по звездам, что там его ждет смерть.

Халдеи делали также предсказания наследникам Александра Антигону и Селевку Победителю. В их предсказания верили такие знаменитые римляне, как Сулла, Красе и даже Цезарь.

Халдейские мудрецы выделили среди звезд созвездия, дав им названия, определили закономерности движения по небосводу Солнца, Земли и Луны, научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения, что производило особое впечатление на суеверных современников.

Для подобных заключений требовались глубокие познания в математике. И халдеи достигли в этой науке поразительных результатов: научились извлекать квадратные и кубические корни, знали об арифметической, геометрической прогрессиях и тд. Но точные науки переплетались у них с мистическим воззрением. Особенно их притягивала магия чисел.

МАГИЯ ЧИСЕЛ: МИФ О СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕРКЕ

Раскрывать тайны математических головоломок халдейские мудрецы никому не собирались. Поэтому сегодня можно лишь предполагать, какие реальные факты и знания того времени они зашифровали в цифровой магии. Тем не менее каждый житель Халдеи знал, что в первой десятке чисел счастливыми являются три и семь.

Символом вечности у халдейских жрецов-математиков считалось число 653. Священным было и число 6532. С ними производились различные действия: разложение на составные части, возведение в степень и т.д. С особым почтением относились халдеи и к числу 60. При раскопках древнего города Ниппур (территория современного Ирака) было обнаружено множество табличек с записанными на них математическими упражнениями вокруг числа 60 и особенно 604.

Почему именно эти цифры - выяснить так и не удалось. Ученые лишь пришли к выводу, что различными комбинациями цифр зашифровывались астрономические познания, природные и исторические закономерности, различные
предсказания и иные данные.

У халдейских племен существовало многобожие, и каждый из небожителей также имел свое число. Халдеев неслучайно считают основателями астрологии и астрономии. Но они также были математиками и натуралистами, теософами и философами, первыми провозгласившими бессмертие души.

Существовали целые оккультные школы халдеев. Считается, что именно с их подачи на всем семитском Востоке распространились амулеты и талисманы, первобытная магия и примитивный гипноз, известный в народе, как «сглаз».

Шумерские жрецы-халдеи были обособленным сословием, происходившим из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным, а кандидат в жрецы должен был быть здоров и не иметь физических недостатков. Чаще всего правитель был и первосвященником - высшим жрецом, осуществлявшим на земле связь между Небом и людьми.

Исследователи давно пришли к выводу, что числовая мистика и символика возникли в Халдее. Но мало кто из наших современников догадывается, что некоторые знаменитые русские поговорки («Семь бед - один ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один - отрежь») дошли до нас из глубокой древности и имеют халдейские корни.(