Если бог захочет наказать, то отнимет прежде разум — эта мысль известна со времен античности. Встречается в произведениях античных авторов.
Deus quos vult perdere dementat prius (Дэус квос вульт пэрдэрэ дэмэнтат приус, лат.) — Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума.
Так, Большой толково-фразеологический словарь (1904 г.) указывает на источники:
Crede mihi, miseros prudentia prima relinquit. Et sensus cum re consiliumque fugit (лат.) — Поверь, несчастных прежде всего оставляетъ мудрость (Овидий. de Ponto).
Quos vult perdere Jupiter, dementat prius (лат.) — Если Юпитер захочет погубить, то отнимет разум (Athenagoras. Трагедии Еврипида 2, 497).
Фраза известна и в древней Индии — Боги, кому хотятъ помочь, снабжаютъ пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (Панчатантра, санскрит).
В России выражение известно как слова Городничего, в финале пьесы " " (1836 г.) русского писателя (1809 - 1852). Городничий произносит ее тогда, когда выяснилось, что Хлестаков никакой не ревизор, а всего лишь небогатый проезжий дворянин и в письме осмеял Городничего (гл. 5, 8):
"Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум . Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!".
Эта фраза была известна в России намного раньше. Так, она упоминается в Ипатьевской летописи (15 в.):
«Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».
Вадим Серов в Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 г. пишет, что латинская версия этой фразы: Deus quos vult perdere dementat prius — «Кого бог хочет наказать, того сначала лишает разума» принадлежит английскому филологу Джошуа Барнсу. Он использовал эту фразу в своих комментариях к одному из текстов, приписываемых древнегреческому поэту, драматургу Еврипиду (480 - 406 до н. э.). Его собрание сочинений (со своими комментариями) Варне издал (1694 г.) в Кембридже (Англия).
Примеры
(1828 - 1910)
"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 3, часть I, II:
"Ввечеру Наполеон между двумя распоряжениями – одно о том, чтобы как можно скорее доставить заготовленные фальшивые русские ассигнации для ввоза в Россию, и другое о том, чтобы расстрелять саксонца, в перехваченном письме которого найдены сведения о распоряжениях по французской армии, – сделал третье распоряжение – о причислении бросившегося без нужды в реку польского полковника к когорте чести (Legion d"honneur), которой Наполеон был главою. Qnos vult perdere – dementat. [Кого хочет погубить – лишит разума (лат.)] "
Мельников-Печерский Павел Иванович (1818 - 1883)
Красильниковы, 2:
"Тут уж меня никто не уговаривал: захочет кого Господь наказать - разум отымет , слепоту на душу нашлет!..."
(1821 - 1881)
"Идиот" - Лебедев говорит князю Мышкину:
"Переменяя одежду, забыл в сюртуке бумажник... Подлинно, когда бог восхощет наказать, то прежде всего восхитит разум . И только сегодня, уже в половине восьмого, пробудясь, вскочил как полоумный, схватился первым делом за сюртук, - один пустой карман! Бумажника и след простыл".
(1801 - 1872)
Пчелиный рой:
"Дочь уж именно ни с кожи, ни с рожи, но кого Бог захочет наказать, на того нашлет слепоту ... Человек одурел, и стал свататься... Так судьба в петлю и потянула."
(1799 - 1837)
Когда Бог хочет наказать – Он лишает разума. Все, у кого этот разум был и потом вернулся, и сейчас ещё остался, в этом не один раз убедились.
Однако, лишение разума – это не всегда наказание. И даже чаще всего – не наказание. Потому что то, что мы считаем разумным, таковым не является.
И спустя какое-то время ты обнаруживаешь: то, что когда-то виделось тобой как наказание, потом стало для тебя благом. И ты благодаришь судьбу, а если уже как-то ощутил высшее – то благодаришь Высшее управление, Высший разум. Потому что благодарить свой, как правило, не за что.
А вот самое настоящее наказание – когда Бог открывает твой разум и направляет его острие на твои «залежи». Тогда то, что было для тебя драгоценным, предстаёт в виде весьма неприглядном. Твой разум, разведённый эгоизмом, вдруг начинает концентрироваться.
Ты ходил и гордился собой. Мнил себя особо значимым и чуть ли не праведником. А Он взял – и как фонариком высветил всю гниль под разукрашенной оболочкой. Потревоженные ярким светом, поползли оттуда мерзкие насекомые. Ты был важен для себя, для себя ты был всем - и вмиг стал никем.
Вознёсся – упал. Это стыд, мука стыда.
Но тот же разум говорит тебе: минуточку, а разве это я сам породил этих насекомых? Меня таким создали. Этих мерзких тварей сотворили одновременно со мной. Я их только подкармливал, ну и потом, может, прятал от чужих глаз, разукрашивал свой «фасад». Я, может, пытался их вывести, когда замечал! Но у меня ничего не получалось.
Значит, это не я виноват?! А кто виноват?
И я обвиняю... Обвиняю кого? Ну, понятно, что не родителей, они такие же заложники в этой жизни, как и я. Я выражаю претензию Тому, кто всё создал - Богу! Этим я отдаляюсь от Него, я негодую и... боюсь. Потому что проваливаюсь, теряю опору. Чую с гибельным восторгом – пропадаю!
К этому можно отнестись как к трагедии. Что дальше? Разодранная на груди рубаха. Нигилизм и депрессняк.
А можно расслабиться и прикинуть вот такую «тему»: всё это – игра. Если хочешь – «деловая игра». Сейчас это креативно – когда за твои деньги тебя учат тому, как «делать» деньги. При этом откуда берутся деньги, не объясняют.
И «всё – игра» - это то же самое, но – почти. «Коуч» здесь не берёт, а даёт. И всё объясняет – но не на словах. Ему нравится радоваться, когда ты выиграл. И Он с тобой огорчается проигрышам и даёт очередные задания. Это, скорее, не тренер, и не дрессировщик, который обожает возиться со зверями, а любящий родитель, ибо все мы – Его чада.
Принципиальная разница в цели игры, ибо для Него объект – это душа, а цель – её развитие вплоть до подобия Себе, потому что создана душа уже с таким замыслом, но без наполнения, а с вакуумом.
Трудно свыкнуться с тем, что твоя жизнь – игра. Это даёт ощущение собственной неполноценности. Получается, что ты – фишка, ты даже не видишь игральные кости, не говоря уже о том, чтобы их бросать. Для твоего эго и не менее капризного тела это катастрофа, мука и страдание.
Поэтому, если ты всё же намереваешься дальше духовно расти – твоему эго с телом не повезло. Но они не смирятся с этим, не будут это принимать. Они ещё тебе начнут мстить за невнимание и за ущерб своему благополучию! Тебе предстоит часто слышать и чувствовать нытьё и вопли о том, как им не хочется, это будет очень нудно и навязчиво – они тебя достанут!
Иисус Христос молился перед крестной смертью: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Такого, да ещё добровольно, ты не потянешь, потому что до Иисуса тебе – как до... До чего? Ведь есть вера: уверовал и вместил, и сподобился! И тогда ты можешь к нему «обратиться за опытом». Не хочешь?! Ну вот – как всегда!
Хочешь, а как только придётся жертвовать своим драгоценным эго с телом, - сразу не хочешь. Даже ощущается это так, что сидящий в тебе праведник хочет, а ещё бОльший по массе грешник – ни в какую не хочет! И тщедушного праведника давит своей массой.
Можно долго разбираться, копаться, выяснять и предъявлять претензии то Богу, то дьяволу. А можно выше своего разума напрямую обратиться к Разуму высшему – к Богу-Творцу. Открыть душу. Вернее, выдрать из эгоизма точку, в которую Творец вложит импульс веры - как программы развития до достижения подобия Ему. Что-то подсказывает, что так будет быстрее и надёжнее.
А Господь никого не наказывает. Слово "Наказание" имеет следующий смысл. К примеру, родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно -- не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали, дружили с хорошими друзьями, уважали старших. Если дитя слушается родителей и ИСПОЛНЯЕТ -- наказ родителей, то ему все будет -- удаваться в жизни. А если он наказ родителей – НЕ ИСПОЛНЯЕТ, он сам себя наказывает. Подрался -- на него заводят дело в милиции. Украл что-то -- то же самое. То есть, сам себя человек наказывает.
О нервозности.
Как избавиться от нервозности?
Мы уже говорили -- во время исповеди Господь дает Благодатную силу на борьбу с грехами. Почему человек нервничает? Это не на нервной почве, а на греховной почве. Когда человек во всех грехах покается, то он примиряется -- с Богом, и у него после исповеди БЫВАЕТ -- душевный Мир и покой. И надо стараться молитвами, добрыми делами, чтением святых книг набирать -- себе благодать.
Если кто-то нас оскорбил, обидел, то мы ДОЛЖНЫ -- поблагодарить Бога и внутренне думать о людях -- только ХОРОШЕЕ, постараться их ОПРАВДАТЬ. Тогда у нас ПОЯВИТСЯ -- внутренняя сила, уверенность, покой, и мы НЕ БУДЕМ -- психовать. Так мы быстро избавимся -- от этой дурной страсти.
Знаете, когда провода оголенные касаются друг друга под напряжением, тогда бывает замыкание. А после замыкания, учтите, бывает часто и пожар! Искры летят... У нас с вами от постоянных грехов ОГОЛЕНЫ -- нервы. У одного оголенные нервы, у другого... Мы живем вместе и при нервном разговоре начинаем искрить. Начинается душевный пожар, потому что у одного -- нет смирения, у другого... От этого мы с вами горим -- душу готовим для ада. Надо сделать изоляцию своим нервам -- научиться смиряться.
Молитва, покаяние, добрые дела, терпение -- вот почва для душевного покоя и радости. Не забывайте прощать -- ближнего, даже раньше того, как он попросит у вас прощение, прощать его нужно не только для его спокойствия; прощение его прегрешения перед вами НУЖНО -- вам самим. Кто прощает другим, тому -- прощает Бог. Вот, таким путем мы и сделаем изоляцию.
Как избавиться от заболеваний нервной системы?
Будьте смиренны, смиряйтесь со всем, что обрушивается на вас. Многие говорят: "У меня все болезни на нервной почве". Знайте, что не на нервной почве, а на -- греховной. Просто даем свободу -- своим страстям и злому языку. У некоторых нервы так расшатаны, что их можно сравнить с оголенными, неизолированными проводами. Если у одного человека оголенные, у другого -- оголенные, то при столкновении происходит своего рода замыкание -- скандалы, споры, раздражение друг на друга. Вот тогда нервная система и страдает.
О неверующих.
Как жить с неверующими? Терпения на них не хватает.
Нам постоянно приходится общаться с людьми, которые еще не пришли к Богу. Те, кто уже познал Бога, Его святые заповеди, может быть, раньше тоже были такими. Вспомните себя!
Надо по доброму -- ТЕРПЕТЬ своих ближних и не раздражать, не злить -- нецерковных людей, потому что вера -- это дар Божий. А если БУДЕТЕ -- обижаться на неверующих и ПЛОХО о них думать – то можете и ПОТЕРЯТЬ свою веру – Господь может ЛИШИТЬ вас своего дара.
Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня" (Ин,6,44).
Потому, надо понимать, если человек в Бога -- НЕ ВЕРИТ, это означает, что Господь его еще НЕ ПРИЗВАЛ к себе – НЕ МИЛУЕТ, этот человек пока ещё за какие-то личные грехи или даже за грехи своих родителей – НАКАЗАН, и потому в Бога -- не верит. Ведь вера – это величайшая милость Божия к людям! Потому, мы и должны ПОЖАЛЕТЬ -- неверующих людей и просить Бога, чтобы Господь их -- ПРОСТИЛ и дал им веру! Ведь если человек верит, что Бога нет, это же -- болезнь ума. И когда люди враждуют, Бога -- не боятся, разрушают храмы и монастыри, издают против Церкви газеты, это тоже говорит об их тяжкой греховной болезни...
Как отражается на верующих членах семьи наличие -- неверующих родных?
Конечно, все взаимосвязано. Сказано, что "Вера от слышания, а слышание -- от слова Божия". Если в семье один ходит в церковь, молится, исповедуется, исполняет данное ему духовником правило, а другой ему противоречит, то тут явно злой дух -- МЕШАЕТ верующему. Но ведь для чего-то это Господь попускает. Всем нам Он дает по силам и, если попускает искушения, значит, знает, что мы в силах их преодолеть.
Мне одна неверующая жена сама рассказывала, как она мешала мужу: -- Придет ему время молиться, правило вычитывать, я телевизор включу и говорю: "Ничего, успеешь еще помолиться". И он, бедненький, сидит ждет, когда я все программы просмотрю. Насмотрюсь, ложусь спать, а он начинает свой молитвослов читать". Но муж ее терпит. Тоже несет подвиг ради любви к ближнему, пусть даже и неверующему.
О многозаботливости.
Что за грех "многозаботливость"?
Господь нам сказал: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и земное все приложится вам" (Мф.б,33). Есть таков сорт людей -- все суетятся о чем-то, много, впустую, вечно заняты многочисленными делами и хлопотами. Толку от суеты нет. На первое место надо поставить спасение души, а остальное Господь -- все даст с избытком.
Если будем пребывать -- в молитве, то и заботы все эти отпадут. Из опыта знаю: едут к нам в монастырь паломники из других городов, и у них очень много бывает дорожных искушений. Если едут своей машиной, то постоянно что-то происходит: то одно колесо приходит в негодность, то другое... То забросит их в сторону. Всегда неприятности бывают. В поезде едут -- тоже искушения. Человек едет, много вопросов готовит, чтобы спросить, выяснить. А приезжает -- и все вопросы отходят на задний план. Человек даже забывает, с какими вопросами он ехал. Говорит: "Да нечего уж и спрашивать -- все как-то само собой разрешилось". Оказывается, нам ничего и не нужно.
Враг нам так может -- мозги закрутить, столько -- ДАСТ заботы, суеты земной, лишь бы только ОТВЛЕЧЬ -- от Бога, от молитвы, от добрых дел. На первом месте, помните, должно быть спасение души! Господь и вечная будущая блаженная жизнь должны быть постоянно перед нашими глазами.
Здравствуйте, дорогие посетители нашего православного островка!
Существует такое мнение, что Господь, в наказание, может отобрать у человека разум. Так ли это?
Давайте ознакомимся с ответом на этот вопрос иеромонаха Иова (Гумерова).
— Приведенная в письме мысль относится к области эллинской языческой мудрости. Впервые она встречается в дошедшем до нас фрагменте трагедии неизвестного древнегреческого автора: «Когда Божество готовит человеку несчастье, то прежде всего отнимает у него ум, которым он рассуждает». Имеется латинский вариант: «Quos Deus perdere vult dementat prius» (Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума).
Правильно понять мысль, содержащуюся в этом афоризме, помогают слова неизвестного греческого поэта, которые приводит афинский оратор Ликург (390–324 гг. до Р.Х.) в речи против Леократа: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок». Как видим, нет никаких оснований к любой душевной и умственной болезни применять данное изречение. Наказание заключается не в самом факте лишения разума, а том, что, лишившись разума, человек может сделать какой-нибудь неверный шаг, ведущий его к гибели.Простое противопоставление людей на разумных и на лишенных разума, характерное для языческой философии, полностью преодолено в христианстве. Богооткровенная новозаветная религия мерилом всего ставит не разум, а святость, которая доступна всем: больным и здоровым, разумным и немудрым. Священное Писание ясно и определенно различает состояние отсутствие (или ослабление) разума как болезнь и безумие как слепое и безрассудное отрицание Бога. Текст 13-го и 52-го псалмов убеждает, что Слово Божие безумие отождествляется с безбожием: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:1). Такое состояние, в котором живет большинство людей, является по-настоящему трагичным.Душевная или умственная болезнь, постигшая человека, живущего с верой, - не трагедия, а крест. Особенно тяжел он для самых близких ему людей. Нужно отнестись к этому с полным доверием к Божественной воле, непоколебимо веря, что она ведет ко спасению, как самого больного, так и родных, которые проявляют деятельную христианскую любовь. От нас сокрыто в Премудрости Божией то, что ведомо только Господу. Родственники должны осознать, что болезнь близкого им человека является испытанием их христианских добродетелей и духовной школою, без которой трудно спастись.
Необходимо такого человека регулярно причащать, водить в храм, помогать ему в молитвенной жизни. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2Фесс.3:5)
Обсуждение: 2 комментария
Здравствуйте, Татьяна!
Настоящая радость только в Боге. Советую Вам читать акафист Божией Матери, иконе Неупиваемая Чаша, и молиться за мужа и за себя, чтобы муж не пил, а Вам не запить больше. Ещё искреннее покаяние, причащение святых Христовых Тайн, даёт человеку и радость, и утешение, и надежду, и силы, и спасение. Как можно чаще причащайтесь. Молитесь дома, чаще молитвенно призывайте Бога, и Господь поможет Вам, и мужа исцелит от этого недуга, и у Вас будет радость в жизни. Ещё советую чаще читать Евангелие.
Мир Вам и Божие благословение!Ответить
Здравствуйте, вот сдесь пишут, что общество анонимных алкоголиков плохо, что человек ещё больше удаляется от Христа, а что же делать ему, жить сам на сам, озлобляясь и ненавидят свою трезвую жизнь, родственникам плевать, им лижь бы ты не пила, я не пью год, а что толку, муж так же пьёт, я одна в душе, иногда читаешь сайты о таких же одиноких, к кому же обратится, в обществе хоть люди вместе, а ты должен мило улыбаться вынужденной трезвой улыбкой после на сильного ранее кодирования нас с мужем, теперь он пьёт я нет, но радости от этого никакой Как себе помочь, вокруг меня ад
Ответить