Детская и подростковая гинекология

Бегство от самого. Знакомство с собой. Бегство от себя

Бегство от самого.  Знакомство с собой. Бегство от себя
Карабущенко Наталья Борисовна 2006

Психология личности

Н. Б. Карабущенко Астраханский государственный университет

«БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ»

КАК «БЕГСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Когда немецкий психолог Э. Фромм писал свою работу «Бегство от свободы» (1941), то, давая ей такое название, он имел в виду самое массовое явление, которое охватило весь мир в первой половине ХХ в. - в эпоху расцвета индустриализма и тоталитаризма. Он описывал «бегство от свободы» преимущественно как феномен массовой психологии. Но за этим бегством масс стояли вожди, которые и организовывали этот «побег» человека от самого себя. Сам по себе отказ от свободы есть нарушение человеческого естества. В ХХ в. этот процесс приобрел массовый характер. Остались единицы - те, кто не перешел за эту грань, остался свободным, но был вынужден взять на себя груз ответственности за всех остальных. «Бегство от свободы» стало фактически «бегством от ответственности».

В психологии массового человека эпохи развитого индустриализма и господства тоталитарных политических режимов бегство от свободы стало реальным способом сохранить свою жизнь и не стать жертвой репрессивного аппарата. Бегство от свободы делает человека субъектом толпы,

а, как известно, «осЫокга1;о8» («власть толпы») диктует человеку свои условия помимо его воли и желания . Психология масс («¥-осЫо8») и психология элит («¥-еШе») являются двумя разными полюсами в общественной психологии. Без анализа их сущности все наши представления об общественной психологии будут носить весьма приблизительный характер.

Если в психологии элит на первом месте стоят такие ценности, как свобода и ответственность (долг), то в психологии масс мы, напротив, наблюдаем их полное или частичное отсутствие. Чувство долга и чести всегда было достоянием аристократического начала. Оно и порождало приверженность субъекта элиты к ответственному поведению. Массовый же человек (особенно в эпоху так называемого «восстания масс») демонстрирует «чудеса» своего безответственного поведения (Н. А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет). Для демократии такой сценарий развития событий крайне нежелателен, но он вполне устраивает диктаторские политические режимы. Вот почему тоталитарные политические элиты устраивают «бегство» своих масс от свободы. Свобода, как и сама демократия, становится удобной для них фикцией, областью их постоянных политических манипуляций. В связи с этим у многих тоталитарных и авторитарных политиков происходит раздвоение личности на официальную (парадную) и теневую (деструктивную).

Э. Фромм фактически провел водораздел между массовой и элитной психологией по линии разлома дихотомии «свобода - рабство», где «рабство» у него - это «бегство от свободы», а в качестве носителей свободы выступает «элита», т. е. те самые «смельчаки», которые не убоялись свободы, точнее, возникающей за ней ответственности, и приняли «вызов своего времени» как «вызов своей судьбы».

В связи с этим у нас есть все основания утверждать, что в психологии современных элит содержится еще одно фундаментальное «бегство» (как отказ) - это бегство от ответственности. Анализ их духовной сущности (этика, интеллект, мотивы поведения и т. д.) указывают на то, что элиты эпохи развитого индустриального мира (конец ХХ - начало ХХ1 в.) не только не отвечают за вверенное их заботам общество, но отказываются также быть ответственными за свои собственные действия, они отказываются быть ответственными даже сами перед собой. Такое состояние мы могли бы с полным основанием назвать «бегство от ответственности».

Отказывающийся от свободы человек осознанно подавляет в себе некоторое свои свойства, определяющие его как независимую личность. Такие понятия, как честь, долг, принципиальность, личные интересы и т. п., уступают место их имитации. Такой человек ограничивает себя в выборе. Перспективы его жизни сужаются до минимума. Он перестает быть хозяином своего «Я». Массовый человек бежит от свободы, для того чтобы исключить ответственность. Примерно по такому же сценарию начинают действовать и некоторые субъекты элиты, в характеристиках которых мы обнаруживаем присутствие скрытого «массового человека». В эпоху «восстания масс» массовый человек (как особый психологический тип) проник и в саму элиту.

Так куда же «бегут» сами элиты? Политические элиты традиционно «бегут» (стремятся) к власти, экономические - к богатству, культурные -к интеллектуальному обогащению и воплощению своих самых амбициозных планов, но все они так или иначе, но сообща бегут от главного своего преследователя - от ответственности за судьбу всего человечества. В век «восстания масс» (ХХ в.) элиты все как одна сложили с себя полномочия быть ответственными за судьбы человечества. Быть может, сущность «восстания элит» (ХХ1 в.) будет заключаться как раз в том, чтобы вернуться к осознанию этого долга и вновь стать ответственными за всё и всех?

Психологические теории элит ХХ в. концентрировали свое внимание главным образом на проблеме власти политического лидера . Чаще всего они рассматривали его абстрактно и дистанцированно. В настоящее время обстоятельства требуют от психологических теорий элит, чтобы они разработали методики конкретных исследований конкретных обывателей элитных групп и элитного статуса. Самим элитам давно уже необходимо создать «службу психологического сопровождения» (профилактики и коррекции) своей деятельности.

Сам феномен «бегства» не столь однолинейный, как это может показаться на первый взгляд. «Бегство» как минимум бывает двух видов: 1) «бегство» как отказ от чего-либо и 2) «бегство» как стремление к чему-

либо. При этом одно «бегство» вовсе не исключает другого: «плюсы» и «минусы» могут распределяться по обе стороны этого деления, т. е. носить как массовый, так и элитный характер. При этом следует отметить, что понятие «массовое» здесь означает обыденное - то, что обычно встречается в нашей повседневности, в то время как «элитное» указывает на единичные и уникальные случаи. В последнем случае речь, скорее всего, может идти не столько о случайном, сколько об идеальном. В идеале элитность должна быть бегством от лжи, зла и насилия. На практике же элиты (особенно политические) начинают копировать свои массы и отказываются быть ответственными за принятые решения.

Элитность, как главное из базовых свойств «души», возникает тогда, когда субъект совершает свой позитивный выбор (в данном случае из двух вариантов выбирает первый) - между «творчеством» и «рутинностью», между «свободой и ответственностью» и «несвободой и безответственностью», между «качеством» и «количеством», между «личностью» и «видимостью личности» («личины»).

Возникающие в результате отказа от свободы психологические и социальные барьеры углубляют психологическую дистанцию между обыденностью и элитностью, ставят препятствия на пути реализации личностью себя как творческого начала . Возникает явление, которое мы могли бы назвать «психологией несвободы» (по аналогии с «психологией власти»). Если «психология власти» характеризует сущность лидера, то «психология несвободы» раскрывает перед нами духовный мир аутсайдера. Некую аналогию в этом дихотомическом противопоставлении психологии лидера и аутсайдера мы можем усмотреть в моральной дихотомии «благородства» и «низости», описание которой впервые дал еще сам Конфуций: «цзюньцзы» («благородный муж») и «сяо жэнь» («низкий человек»). При этом обращает на себя внимание тот факт, что при описании этой дихотомии философ затрагивает сугубо психологические аспекты, например: «Благородный муж живет в согласии со всеми. Низкий человек ищет себе подобных. Благородный муж беспристрастен и не терпит групповщины. Низкий человек любит сталкивать людей и сколачивать клики. Благородный муж стойко переносит беды. Низкий человек в беде распускается... Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. То, что ищет благородный муж, находится в нем самом. То, что ищет низкий человек, находится в других» . При этом следует особо подчеркнуть, что деление на «благородство» и «низость» у Конфуция происходит без какого-либо учета социального статуса индивида. Этой же позиции в дальнейшем будут придерживать все представители антропологического элитизма (Платон, Сенека, Ф. Ницше, Н. А. Бердяев), что указывает на объективность антропологического фактора элитности и субъективность элитности социального типа.

Свобода духа, по мнению Н. А. Бердяева, есть черта аристократической личности. Под «аристократической личностью» он понимал такую регеопа, которая не боится брать на себя ответственность, заключающуюся в том, чтобы быть в ответе за все человечество. «Главным признаками при-

надлежности к массе нужно считать невыраженность личности, отсутствие личной оригинальности, склонность к смешению с количественной силой данного момента, необыкновенную способность к заражению, подражательность, повторяемость. Человек с такими свойствами есть человек массы, к какому бы классу он ни принадлежал» . Поэтому аристократической должна быть личность человека, а не его социальный статус .

В нашем понимании проблема свободы и ответственности не может быть отделена от проблемы творчества и личности. Каждая личность должна непременно обладать такими качествами, как свобода, творчество, ответственность. Те, кто стремится как-то ограничить эти требования в себе или сделать их формальными, применив специальные технологии (например, РЯ-косметику) считаться 100-процентными личностями не могут.

Свобода является неотъемлемой составляющей человеческой личности. Тот, кто отказывается от свободы духа, отказывается и от самой своей личности. Он превращается в «раба». Психология раба есть по сути своей психология ущербной личности. Несвободный человек не способен на искренние и настоящие чувства. Все они у него будут имитацией. И напротив, элитные качества человека могут развиваться исключительно на основе свободы его духа. Причем речь идет именно о подлинных элитных качествах, а не об их имитации. Имитация элитного (РЯ-косметика) приводит к появлению не личности, а «личины» (маски). Поэтому бегство от свободы есть бегство человека от возможности быть личностью.

Сам Э. Фромм в 1959 г. дал следующее определение творчества: «Это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . Таким образом, он особо выделял значимость именно интеллектуальных и мотивационных качеств личности.

Именно творчество спасает личность от деструктивности. Пребывание в толпе не позволяет человеку в полной мере проявить свои творческие способности. Напротив, как писал в свое время М. В. Бехтерев, толпа всячески подавляет в человеке его творческое начало . Психология толпы есть психология деструктивного начала. В толпе мы можем наблюдать имитацию творчества. Согласно теории подражания (Г. Тард), толпа может лишь создавать видимость, что она является больше того, чем является на самом деле.

Деструктивность (разрушение) и конструктивность (творчество) представляют собой два вида выхода человеческой энергии - агрессии и (или) созидания. При этом элитность может быть как агрессивно разрушающим началом, так и активно созидающим актом творения. Все зависит от соотношения моральных ценностей добра и зла, которые во многом и предопределяют направление развития элитного качества. Отказ от свободы в конечном итоге оборачивается отказом от реализации себя как творческой личности, который в свою очередь становится отказом от элитности духа.

Вне творчества всякая личность так или иначе скатывается на позицию деструктивного. Процесс элитизации личности через реализации ее творческих способностей представляет собой один из самых главных гарантов того, что личность не будет ввергнута в процесс деградации через активизацию в ней деструктивных начал .

Некоторые бегут от свободы от безысходности, но большая часть -от того, что за нее надо нести ответственность. Именно ответственность и является тем самым проклятием, которое заставляет человека отказываться вполне «добровольно» от предоставленной ему самим Провидением свободы. Отказ сей делается легко и осознанно и не несет за собой угрызений совести. Отказываясь от свободы, человек массы стремится получить в качестве ее компенсации долгожданное спокойствие и комфортность своего обыденного бытия. Свобода же подталкивает человека к борьбе за нее. Но тут выясняется, что не всякий способен перейти этот Рубикон, что не всякий способен быть борцом за свою свободу. Неуверенность в своих собственных силах приводит к тому, что человек переоценивает угрозу стоящих перед ним проблем и принимает решение отказаться от того, что, по его мнению, вызывает наибольшую угрозу для его жизни. Тот, кто принимает вызов своей жизни и осознанно начинает бороться за свободу, как правило, имеет более достоверные сведения о своих возможностях и о качестве тех проблем, которые ему приходится решать в ходе отстаивания своего естественного права быть свободным.

С точки зрения элитологии творчества отказ от свободы есть фактически отказ от творчества и склонность человека к деструктивному поведению. Отказ от творчества есть уже отказ индивида от себя как личности, а потеря личности представляет собой окончательную потерю человеком своего человеческого облика и сущности. Отказ от борьбы за свободу своего духа приводит к тому, что человек принимает ценности и истины, которые ему навязывают те, кто этой свободой обладает. Поэтому право на свободу есть право иметь свою истину, иметь свое собственное независимое ни от кого мнение. Бегство от истины есть фактическая ложь. Мы видим, как в этой одной «точке» переплетаются моральные, гносеологические и психологические характеристики человека. При этом все больше проясняется одна простая (банальная) истина: бегство от свободы означает бегство от ответственности быть самодостаточной личностью, а стремление к свободе всегда есть желание и возможность быть ответственной личностью.

Свобода открывает перед человеком гораздо больший выбор стать такой личностью, которая ему больше всего подходит по его типажу. Те, кто становятся лидерами, чаще всего становятся обладателями наибольшей полноты и самой свободы. В этом плане деление людей на такие типы, как лидер, элита и масса, будет означать их подразделение на группы с разными ресурсами свободы. Последнее, без всякого сомнения, будет серьезно отражаться на психологии субъектов этих групп, мотивировать их поведение и определять систему их жизнеутверждающих ценностей.

Свобода проявляется и в самом отказе индивида от свободы. Правда после этого отказа она в нем и завершается. Несвобода означает детерминированность со стороны свободного.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

2. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Хрестоматия: В 2 т. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999.

3. Пряжников Н. С. Психология элитарности. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

4. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.

5. Малявин В. Конфуций. - М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 174-175.

6. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. - М.: Республика, 1995. -С. 73.

7. Fromm E. The creative attitude. In H. Anderson (Ed.), Creativity and cultivation. -New York: Harper & Row, 1959.

8. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. - М.: Колос, 1921. - 432 с.

9. Карабущенко Н. Б. Феноменология духа и процесс элитизации творческой личности // Новая феноменология духа. - Т. 1. - М.: Прометей; МГПУ, 2004. -С. 123-134.

Получено 15.05.2006

ESCAPE FROM FREEDOM "AS ESCAPE FROM RESPONSIBILITY”

N. B. Karabushchenko

The article considers problems of psychology of a person in conditions of transformation of industrial society into an informational one. The author analyzes problems of mass and elite psychology, especially their reaction on such fundamental social and cultural principles as the principles of "freedom" and "responsibility".

В кино часто встречается сюжет о «человеке без прошлого». Герой внезапно оказывается непонятно где - без вещей, спутников и каких бы то ни было воспоминаний о том, что происходило с ним до этого момента. К концу фильма интригу обычно раскрывают, и память возвращается. Такого рода истории - не фантазия сценаристов, а описание реального психиатрического феномена - диссоциативной фуги.

Охота к перемене мест

17 января 1887 года американский священник Ансел Бурн, встав пораньше с утра, отправился в банк. Там он снял все свои сбережения и сел в экипаж, идущий в другой город. Это последнее событие, которое Бурн запомнил. Домой он тем вечером не вернулся и следующим вечером тоже. Его близкие подали в газеты объявление о пропаже. Тем временем, в одном из соседних штатов объявился никому не известный А. Дж. Браун. Мужчина арендовал лавку и начал торговать мелкими товарами.

Но спустя пару месяцев новоиспеченный коммерсант проснулся в испуге и позвал соседей по дому. Он сообщил, что его зовут Ансел Бурн, что он понятия не имеет, где он и как он тут очутился, и что буквально вчера он брал деньги в банке, а потом - провал в памяти. Услышав рассказ о собственной лавке, священник пришел в ужас и признался, что ничего не смыслит в торговле. Более того, несмотря на все рассказы свидетелей, сам он свои приключения так и не вспомнил.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями.

Счастливо вернувшемуся домой Бурну обрадовались не только домочадцы. Уильям Джеймс, американский философ и психолог, заинтересовался его историей. Он провел со священником сеанс гипноза, и в трансе личность мифического А. Дж. Брауна появилась вновь. Воображаемый лавочник ничего не знал про Бурна, зато подробно рассказал о своей жизни в те два месяца и торговле, в которой неплохо разбирался. История, услышанная под гипнозом, помогла психологу подробно описать этот клинический случай в своей книге. Именно он позднее и дал этому феномену название «диссоциативная фуга». Диссоциация в психиатрии - состояние, когда пациент чувствует себя кем угодно, только не собой. Он может смотреть на себя со стороны или же просто ощущать себя кем-то другим. А «фуга» в переводе с латинского означает «бегство».

Следствие травмы

Согласно медицинской статистике, диссоциативная фуга встречается у 0,2% населения, то есть примерно у двух человек из 1 000. В современной психиатрии этим термином называют состояние, когда больной внезапно и целеустремленно уезжает или уходит куда-то, начисто забывая, кто он такой. В этом состоянии у человека, как правило, сохраняются базовые знания вроде географии и таблицы умножения, но он полностью забывает события из собственной жизни, свой адрес и даже имя. Поэтому близким бывает непросто найти пропавших пациентов с фугой.

Нечто подобное, например, произошло с Агатой Кристи. В 1926 году, после смерти матери и измены мужа, Кристи ушла из дома. О ее местонахождении ничего не было известно 11 дней. Книги королевы детективов уже стали популярными, так что история вызвала большой ажиотаж. Английская полиция, ведущая поиски, вначале обнаружила брошенный автомобиль, а спустя пару дней - и саму Агату. Та ничего не помнила о произошедшем. Собрав свидетельства очевидцев, следователи узнали, что писательница зарегистрировалась в отеле под именем любовницы мужа, после чего все 11 дней читала книги, проходила оздоравливающие процедуры и играла на фортепиано. Позже британский психолог Эндрю Норман назвал этот случай типичным примером диссоциативной фуги.

Некоторые люди в диссоциативной фуге не просто забывают старую жизнь, но и создают новую личность - с другим именем, биографией и даже с нетипичными для прежней личности способностями. Довольно часто «новые люди» находят себе работу в областях, никак не связанных с их прежней сферой деятельности.

Диссоциативная фуга, как правило, вызвана травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано.

Обычно психиатрам удается расспросить переживших эпизод фуги уже постфактум, после возвращения к прежней реальности - ведь новая личность никогда не сможет осознать то, что она новая, пока не вспомнит старую. Переживающие это состояние люди часто способны внятно и с радостью рассказать любому желающему придуманную биографию, легко поддерживают светскую беседу и не имеют внешних признаков психических нарушений. Говорят, пациенты с фугой часто бывают куда общительнее во время приступа, чем в своей жизни до него.

Впрочем, не все истории выглядят так литературно. Некоторые из беглецов просто теряют память, не замещая свою личность новой, или путанно рассказывают выдуманные биографии - так, что любой заметит нестыковки. Обычно фуга длится от пары часов до нескольких месяцев.

В мае 1985 года юная и амбициозная американская журналистка Джоди Робертс ушла из дома и не вернулась. Ее родители вначале решили, что дочь уехала отдохнуть или ведет журналистское расследование. Но прошли месяцы, а девушка все не возвращалась. Полицейское расследование ничего не дало и Джоди объявили мертвой. Но спустя 12 лет ее вдруг обнаружили живущей в штате Аляска. Правда, это была уже не далеко не молодая журналистка: женщина представлялась Джейн Ди, успешно работала веб-дизайнером, жила с мужем и растила четверых детей. И хотя среди репортеров, освещавших эту историю, были и те, кто посчитал Джоди мошенницей, имитирующей амнезию, психиатры в один голос заявили, что у женщины была диссоциативная фуга.

Эти состояние, как правило, вызваны травмирующим переживанием. Человек не может с ним справиться и пытается буквально убежать от неприятной ситуации и всего, что с ней связано. Именно поэтому случаи фуги учащаются в тех местах, где недавно произошел природный катаклизм или финансовый кризис. Считается, что некоторые подростки убегают из дома в состоянии диссоциативной фуги.

Проходит это состояние так же внезапно, как и началось. Слово, собственное имя, знакомое место могут вернуть утраченные воспоминания. В этот момент люди нередко забывают все то, что пережили во время фуги. Помочь им вспомнить прожитые дни и месяцы может психотерапевт, владеющий гипнозом. К сожалению, психологическая помощь пациентам, пережившим расстройство, бывает нужна не только в этом. После продолжительной диссоциативной фуги люди фактически попадают в свое будущее, пропустив значительный кусок жизни близких. А смириться с произошедшими переменами иногда бывает нелегко.

Как правило, диссоциативная фуга случается только раз в жизни. Впрочем, у людей с множественным расстройством личности она может и повторяться. У каждой из альтернативных личностей могут быть свои цели и интересы, и невозможно предсказать, куда они заведут «владельца тела» в будущем.

Диссоциативная фуга в кино

Планета Ка-Пэкс

Первую половину фильма главный герой пытается вылечить поступившего к нему пациента, убежденного в своем инопланетном происхождении, от диссоциативной фуги. А вторую половину - мучается сомнениями, точно ли тот болен или Ка-Пэкс в самом деле его родной дом.

Шоссе в никуда

Саксофониста Фреда заключают в тюрьму по подозрению в убийстве жены, но за решеткой он превращается в другого человека с новой биографией - Пита Дейтона. Пит не помнит, как оказался в тюрьме, но после серии странных приключений и символических событий он снова становится Фредом. В сценарии «Шоссе в никуда» изначально не было намеков на диссоциативную фугу. Говорят, эту идею Линчу подбросили уже на съемочной площадке, и она целиком изменила интерпретацию фильма.

Дом грез

В этом фильме режиссер творчески интерпретирует диссоциативную фугу - и герой, переживая это расстройство, берет себе свою собственную личность - просто из другого периода жизни.

Соединенные штаты Тары

В сериале о разносторонней женщине по имени Тара показывают, как выглядит диссоциативная фуга у людей с множественным расстройством личности: в главной героине «живут» сразу четыре разных человека.

Как вовремя распознать, что есть нечто более реальное, чем нам кажется? Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей? Есть некоторые косвенные указатели на это.

Быть честным с собой очень сложно. Да и зачем так напрягаться, если все мы просто хотим быть счастливыми? Вот так и получается, что иногда проще не видеть правду, не прислушиваться к себе, витать в облаках и строить замки, чем взглянуть на свою жизнь, и признать, что что-то пошло не так. Ведь, мало того, что это не очень приятно – признавать свои ошибки, с этим же потом еще и придется что-то делать: один раз увидев, развидеть уже не получится.

Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей

Вот наша психика заботливо и натягивает нам на глаза розовые очки иллюзии, в которых можно плыть себе по течению и дальше, особо ничего не предпринимая. Потому что когда дело касается «поднять свое мягкое место, и что-то сделать» - психика опять же подкидывает массу оправданий, объяснений, поводов и причин это не делать.

И все же, как вовремя распознать, что есть нечто более реальное, чем нам кажется? Как понять, что мы пытаемся убежать от себя, от своих желаний и потребностей? Есть некоторые косвенные указатели на это. Их заметить легче.

Итак, вы убегаете от себя, если:

1. Вы хотите уехать

Огромное количество людей считает, что в других местах им будет лучше, там они станут счастливее, успешнее, любимее. A правда в том, что если человеку на своем месте было плохо и не особо успешно, то и на новом месте звезд с неба он вряд ли нахватает. Звезды светят тем, кто и у себя дома неплохо развивается и идет вверх. Для них «хорошая экономика» действительно может стать трамплином. А для тех, кто дома статистику подтверждал – так и будет продолжать ее подтверждать в любом другом месте.

2. Вымышленный мир слаще реального

В любых проявлениях. Тут и онлайн общение (без выхода в реал), и игры (с бесконечной прокачкой персонажей), и даже книги. Да-да, книги. Иногда люди не хотят/не могут жить в реальности и предпочитают (чаще неосознанно) жить в фантазиях и иллюзиях. И тогда запойное чтение книг, которое не способствует налаживанию глубоких связей с людьми и с самим собой, начинает вредить реальной жизни. Все глубже засасывая в прекрасные миры и судьбы героев.

3. Вы живете жизнь хомячка в колесе

Почему не белки? Сравнение с белками слишком лестно в таком ракурсе. Хомячок – это беспросветная и бестолковая суета. При такой формате у человека примерно следующий распорядок жизни: встал, обслужил себя, поработал, пообедал, пришел, поотдыхал, поспал. И так по кругу. Из года в год. И ради чего? Зачем? К чему?

Мы с вами прекрасно знаем, что очень многие люди, к сожалению, не знают ответов на эти вопросы. Потому что им некогда – им нужно крутить колесо. И это их предназначение. Если вы про свою жизнь часто говорите «день сурка», «замкнутый круг», «работа-дом-работа-дом» и т.д., то, возникает вопрос – а, быть может, вы боитесь остановиться? Потому что тогда вам придется взглянуть на свою жизнь не в размытом фокусе вечной суеты, а сфокусировано? И тогда будет ли что-то там, что порадует глаз? Вот в таком ракурсе – «жизнь по кругу» может быть побегом от себя.

4. Вам скучно с собой, неинтересно

И тогда вы пытаетесь сделать все, чтобы не оставаться с собой наедине. Чтобы не слышать своего внутреннего голоса. А самое страшное – это остаться в тишине. Очень многие люди, находясь на кухне или готовя еду, даже просто заходя домой - сразу включают хоть что-то: телевизор, радио, музыку. Лишь бы не оказаться со своими мыслями один на один.

5. Вы не склонны к самоанализу и здоровой самокритике

Нет, погрызть и поругать себя – это всегда пожалуйста. Это вы можете и любить. А вот конструктивной критики – не получается, не умеете вы этого. Потому что это уже здоровые, долгосрочные отношения с самим собой. Но когда бы вы могли их выстроить, если вы заняты только вечным побегом от себя с периодичными передышками на безэмоциональный и саморазрушаюший секс с самим собой? Это намного проще. Кстати, большинство людей сегодня так не только с самими собой обращаются.

6. Вам не нравится, как вы выглядите, какой вы человек в целом

Вы – плохая мать, слабый сотрудник, неважный друг, некрасивая женщина, даже слегка полная и т.п. Тут, конечно, можно говорить и о низкой самооценке. Но разве та же самооценка – это не есть то самое непринятие себя?

Этот список можно продолжать бесконечно. Но если у вас что-то откликается на вышенаписанное, то вы узнали в себе склонность к побегу от себя. Давайте попробуем разобраться, что же можно предпринять, чтобы это остановить.

Необходимо начать общаться с собой. Нужно наладить внутренний диалог. Только так вы сможете услышать и понять свои истинные потребности и желания, и найти способы их адекватно удовлетворить. Т.е. вы не станете очертя голову ломиться в другую страну, «все бросать» и «начинать с чистого листа» после разрыва отношений с кем-то. Это как раз побег от себя.

Вместо этого вы сможете сесть и поговорить с собой. Р азобраться в том, что произошло, по каким причинам, какие выводы вы делаете для себя в будущем, как будете стараться их придерживаться и главное – куда вы пойдете дальше? И если Ваш путь «дальше» будет лежать через другую страну – отлично! Но это будет уже не побег от прошлого, а путешествие в будущее. Разница ведь есть, согласитесь.

Для этой цели заведите дневник, где вы начнете писать о своих мыслях, чувствах, о событиях, о людях в своей жизни. Очень сложно в начале выдержать последовательность в беседе с собой в своей же голове, это непросто. Поэтому нужно зеркало. А бумага – лучшее зеркало для таких целей: вы всегда можете вернуться и посмотреться в него (перечитать).

Приготовьтесь к тому, что не всегда будет легко, радостно и комфортно. Вы не привыкли заботиться о себе, потому что вы этого никогда толком не делали. Когда вы начнете задавать себе разные неудобные вопросы (типа: почему я по 10 часов прокачиваю своего эльфа в онлайне, а в реальной жизни я не прокачиваю даже своего физического тела?), не всегда на них будет легко находить честный ответ (типа: потому что я не верю в свои силы, да и мотивации нет, потому что нет цели, а иногда просто лень). В этом случае можете поговорить с кем-то: с другом или психологом.

Самая главная цель, к которой надо стремиться – это:

а) понять, что в моей жизни не так;

б) понять, а как я хочу, чтобы было;

в) понять, как этого достичь.

Если действительно начать жить хотя бы по этим трём пунктам, бег от себя остановится. И начнется обратный путь – навстречу к себе. Желаю вам приятного путешествия!опубликовано .

Олеся Богуцкая

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

На дороге стоял эльф. Стоял и в упор разглядывал Верау и Людочку вместе с лошадью. Верау натянул поводья. Эльф был высок, светловолос и подтянут. Хрупкие черты лица, тонкие запястья. В общем, его можно было принять за человека, но уши ни с чем нельзя было перепутать. А ещё глаза. Они тоже были почти обыкновенны. Но чуточку крупнее, чуточку более раскосые и чуточку более яркие. Всего по чуть-чуть, но этой малости как раз и хватило для Людочки, чтобы замереть от непонятной смеси восторга и ужаса.

Верау, твоя дама никогда не видела эльфов? - вздохнул предмет девичьего изумления.

Не могу сказать точно: девушка потеряла память.

Как интересно, - совсем без интереса пробормотал эльф. - Значит, можно считать, что не видела. И откуда ж ты её такую взял?

Да ты знаешь, я сам не очень понял, откуда она взялась. Только отвернулся, а она, представь себе, образовалась на моем собственном одеяле. И ничего не помнит.

Эльф едва заметно хмыкнул и приподнял изящную бровь.

Потрясающая история. Надо же. Неизвестная девушка, неизвестно откуда, и ничего не помнит. Мда... О, смотри-ка! Она отмерла. Здравствуйте, уважаемая девушка! Приятно с Вами познакомиться. Я Эрестель, эльф, как вы могли заметить. Вижу по вашей реакции, что раньше вы моих сородичей не встречали, и уж совершенно точно не заглядывали никому из нас в глаза.

Людочка крепко зажмурилась. "Эльф, Боже мой! Настоящий эльф! Не могу поверить!" Открыла глаза. Эльф все ещё стоял перед ней и протягивал руку, чтобы помочь спуститься с лошади.

Милая девушка, ну право же, моя скромная персона не стоит таких сильных эмоций и переживаний! Ну, подумаешь, эльф! И гипнотическое воздействие взгляда должно было уже пройти. Итак, давайте с начала: Приятно с вами познакомится, милая девушка, я эльф и меня зовут Эрестель.

Людочка наконец подала ему руку.

Простите. - Людочка была в полном замешательстве. - Я не знаю, как меня зовут, но мы с Верау решили, что он будет называть меня Лу. Называйте меня так и вы.

Лу, Эрестель поедет с нами в Медеру. Мы заболтались, и я забыл тебя предупредить. Кстати, Рест, у меня к тебе будет просьба. В Медере с пакетом к племяннику барона пойдешь ты, ладно? А то могут возникнуть сложности, которых бы мне очень не хотелось.

Да не, ничего. Пойду умоюсь, потом поговорим. - Он пошел к ручью, но обернулся через несколько шагов. - У тебя есть что-нибудь жесткое и шершавое? Вроде пемзы...

Они не смоются, Вер.

Да знаю я... Ну а вдруг бы смылись? - Он скривил лицо и махнул рукой. - ...!! Все. Я ушел умываться.

Минут через десять умытый наследник танаидского престола вернулся для такого неприятного, но необходимого разговора. Здорово было бы, если б всего этого вообще не было. Но так же ясно было, что Эрестель не отстанет. И будет прав.

Что ты собираешься делать теперь? - и Эрестель действительно обошелся без лишних слов и торжественных прелюдий. Верау только ухмыльнулся. Потом, впрочем, снова скривился.

То же, что и раньше: скрываться. Понятно, это будет несколько сложнее...

Это будет практически невозможно! Не представляю, как ты сможешь улизнуть.

Я не стану Наследником, слышишь! Я не могу! Не стану! Это не моя жизнь. Все эти бесконечные интриги, придворный этикет, чертовы лизоблюды. Рест, ну ты же сам все знаешь. - все это каждый раз заводило его с полоборота.

Не горячись. Я понял. Но, Верау, послушай меня. Ты сын короля, ты должен быть его наследником, ты, а не кто-то другой.

Рест, мы уже обсуждали это. Я не должен быть Наследником, им должен был стать мой брат. И вполне вероятно, что "кто-то другой" справится с этой ролью лучше.

А может и нет. И артефакт нашел тебя.

Рест, я начинаю злиться.

Ладно. В таком случае объясни мне, как ты собираешься от всего этого увильнуть. Любой, кто тебя встретит, сразу узнает эти росписи. И, несомненно, доложит о найденном Наследнике или человеке, выдающем себя за него. Кроме того, в Медере уже должен формироваться отряд для твоих поисков и торжественного препровождения в столицу. И у них активированный кристалл, который ты теперь притягиваешь как магнит.

Но это продлится всего месяц! Нам просто надо избегать людей и двигаться в противоположную от Медеры сторону. Меня пока никто не видел. Нам повезло, что это случилось в лесу. И, кроме того, насчет кристалла... Я вообще-то очень рассчитывал на твою помощь. Ты же эльф в конце концов, знаешь всякие магические штуки. Сотворишь какое-нибудь заклятье, и никакой кристалл им не поможет.

Верау, как ты полагаешь, сколько энергии требуется, чтобы целый месяц поддерживать такой заслон? - мягко начал эльф. - Если коротко, то это меня полностью истощит, а может даже убьет. Возможно, что даже меньше, чем за месяц. Я как-то раньше не экспериментировал.

Расстроился принц. - Я надеялся, что это будет проще. Но ты все равно наверняка можешь хоть что-то сделать.

Хоть что-то я уже сделал. Уже вчера. Чары кристалла узконаправленные. Идя туда, куда он указывает, они должны придти точно к тебе. Я немного их рассеял. Они буду знать, где ты с точностью лишь до трех-четырех километров. Но знаешь, друг, я все ещё считаю, что это блажь. Мне придется сильно выложиться. Притом, что твоей жизни и благополучию ничего не угрожает. Артефакт выбрал тебя. Может, стоит все же задуматься о том, что это твоя судьба, что ты станешь хорошим правителем для Танаиды?

Все мы часто находим причины и оправдания, чтобы не смотреть в лицо нашим собственным проблемам. Многим людям легче переложить ответственность за ту или иную проблему на других людей и на внешние обстоятельства, чем взглянуть в корень проблемы. Но страх столкнуться с этим препятствием лицом к лицу может привести к замкнутому кругу стресса и негативного отношения к себе, а в долгосрочной перспективе привычка игнорировать свои проблемы только способствует тому, что они будут расти и накапливаться, и решить их будет все сложнее. Когда вы перестанете убегать от себя, вы сможете вернуть в свою жизнь умиротворение и чувство контроля над ситуацией.

Шаги

Определите свои проблемы

    Практикуйте самоосмысление. Самоосмысление означает умение четко и ясно видеть свое истинное "я". Это значит, что вам нужно научиться принимать себя таким, какой вы есть, а также понимать, что каждый из нас может совершить ошибку. Никто не идеален. Вам нужно научиться проявлять к себе то сочувствие, терпение, силу и человечность, которую вы проявляете к близким людям, когда они переживают тяжелые ситуации. Каждый из нас совершает ошибки, переживает стрессовые ситуации и сталкивается с проблемами, которые возникают на нашем жизненном пути. И лучший способ пройти через все это - научиться самоосмыслению и принятию себя. Познав себя через самоосмысление, вы сможете понять, что вам требуется для того, чтобы изменить свою жизнь и решить свои проблемы, улучшив свои личностные качества.

  1. Дайте себе время подумать. Если вы чувствуете себя беспомощным или уставшим, это знак того, что вам нужно немного времени, чтобы отдохнуть и поразмышлять. Подумайте о фактических проблемах, которые вам нужно решить. Затем спросите себя, какие личностные проблемы могли стать причинами тех ситуаций, в которые вы попали.

    • Например, если в последнее время ваши оценки ухудшаются, корень проблемы может быть в вашем перфекционизме или депрессии.
    • Если у вас в голове постоянно негативные мысли по отношению к себе, разберитесь с ними. Попробуйте выяснить, какой страх (или неуверенность) вызывают такие мысли.
  2. Взгляните на себя со стороны. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения незнакомца. Сможете ли вы увидеть причины и шаблоны того поведения, из-за которого у вас возникают проблемы? Посмотрев на свою ситуацию глазами другого человека, вы сможете более объективно оценить те проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться.

    • Если вам сложно посмотреть на свою жизнь более объективно, попросите друга или близкого человека, которому вы доверяете, помочь вам понять причины своего отрицательного поведения. Можно сказать: "Слушай, мне сложно объективно оценить некоторые мои проблемы. Как думаешь, какие плохие привычки и шаблоны поведения ограничивают мои возможности личностного роста и хорошего самочувствия?"
  3. Перестаньте пытаться "убежать". Попытки бегства могут выражаться в разных формах - от пристрастия к видеоиграм и интернету до трудоголизма. Проще посмотрите на жизнь и отбросьте любые отвлекающие моменты, чтобы лучше понять, в чем заключаются ваши проблемы.

    • Например, вы можете принять решение ограничить просмотр кино и сверхурочную работу, пока решаете свои личностные проблемы.
    • Не так уж плохо иногда позволять себе отвлекаться, но если вы действительно хотите посмотреть в лицо своим проблемам, такое бегство от самого себя только усложнит вам эту задачу.
    1. Наберитесь смелости. Нужна невероятная сила духа, чтобы справиться с теми особенностями своей личности, которые вам не нравятся или которые вы не понимаете. Сделайте глубокий вдох и начните работать над своими проблемами независимо от того, насколько этот процесс неудобен и некомфортен.

      • Напомните себе, насколько счастливее и свободнее вы себя почувствуете после того, как признаете свои проблемы и постараетесь с ними справиться.
      • Хороший способ набраться смелости - повторять себе позитивные мантры, например: "У тебя получится это сделать", - или: "Каждый с чего-то начинает". Затем сконцентрируйтесь на том, чтобы сделать хотя бы один положительный шаг навстречу своей цели.
    2. Простите себя за то, что совершаете ошибки. Никто из нас не идеален, поэтому не будьте слишком строги к себе за свои промахи. Сконцентрируйтесь на том, чтобы стать лучше в будущем, а не корить себя за ошибки прошлого.

      • Хороший способ отпустить прошлое и двигаться дальше - написать самому себе письмо с извинениями. Отправьте себе это письмо. Как только вы его получите, не пожалейте времени, чтобы прочитать его и поразмышлять.
    3. Не делайте из себя жертву. Изо всех сил старайтесь избегать позиции жертвы. Когда вы чувствуете себя в позиции жертвы, очень вероятно, что вы станете менее общительны и более замкнуты в себе. Но вы не бессильны, у вас есть выбор, и вы можете изменить свою жизнь, встретиться лицом к лицу со всеми трудностями и выстоять против них. Вам предстоит столкнуться со множеством препятствий в своей жизни, из-за которых на вас могут свалиться разные проблемы, но нужно постараться решить их и вынести из них урок. Ниже перечислены некоторые мысли, которые могут одолевать человека в позиции жертвы и которых следует избегать:

      • Вы часто оправдываете себя в тех случаях, когда были неправы в подобных ситуациях.
      • Вы часто сожалеете о том, как вы были неправы, о том, что чувствуете себя беспомощно, что эта проблема загоняет вас в тупик, но при этом даже не пытаетесь сделать хоть что-то для улучшения этой ситуации.
      • Вы буквально одержимы мыслями о том, что чувствуете грусть, злость, вину, стыд, беспомощность и безнадежность.
    4. Не воспринимайте себя слишком серьезно. Попробуйте найти способ посмеяться над своими ошибками. Немного легкомыслия поможет вам отпустить прошлое и почувствовать себя лучше и увереннее насчет своего будущего.

      • Например, если вы все время проигрываете в голове одну неприятную ситуацию, попробуйте подойти к этой ситуации с юмором - это поможет вам справиться с ней.
    5. Сосредоточьте внимание на тех принципах и ценностях, которые для вас наиболее важны. Спросите себя, придерживаетесь ли вы своих моральных ориентиров, или вы живете согласно ценностям других людей? Если вы чувствуете, что у вас нет определенного направления в жизни, подумайте о том, какой курс возьмете теперь, основываясь на своих ценностях.

      • Например, если у вас высокие моральные ориентиры, которые для вас важны, но вы работаете в компании, которая идет нечестными путями для получения прибыли, подумайте о том, чтобы уволиться с этой работы и найти ту, которая не будет противоречить вашим принципам.
      • Если у вас нет четкого представления о своих моральных принципах и ценностях, постарайтесь узнать больше о мире, изучите разные идеи и точки зрения. Больше читайте, общайтесь с разными людьми, будьте в курсе последних событий. Знания помогут вам обрести свои моральные ориентиры, в которые вы будете верить.
    6. Реализуйте свой потенциал. Понаблюдайте за нынешним собой, за тем, как вы реагируете на те или иные ситуации. Ваши действия осознанны, вы несете за них ответственность и предпринимаете определенные меры для решения своих проблем? Или вы выбрали позицию жертвы, прячась от забот и отдавая предпочтение негативным мыслям и замкнутости? Возьмите в привычку действовать и реализовывать свой потенциал, попробуйте следующее:

      • Отпустите любые негативные мысли и откажитесь от позиции жертвы.
      • Примите на себя ответственность за решение своих проблем и признайте свою роль в решении проблем и выполнении конкретных задач.
      • Признайтесь себе, что изменения требуют действий, а это возможно лишь тогда, когда вы измените свое мышление и поведение.
    7. Решите, нужна ли вам помощь специалиста. Если ваши проблемы засели слишком глубоко, и вам тяжело решить их в одиночку, запишитесь к психологу. Психолог поможет вам определить, какие проблемы влияют на ваше поведение, а также поможет найти способы справиться с ними.

      • Посещение психолога - не то, чего стоит стесняться. Требуется смелость и решительность, чтобы заставить себя обратиться за помощью такого рода. Психолог поможет выявить ваши потаенные страхи и убеждения насчет самого себя и других людей - возможно, именно они тянут вас назад. Кроме того, психолог сможет непредвзято выслушать вас (в отличие от друзей и родственников).
    8. Составьте план. Признав свои проблемы, подумайте о том, как вы собираетесь их решать. Решите, какой вы хотите видеть свою жизнь после того, как вам удастся разрешить свои проблемы, подумайте о том, каким способом вы сможете это сделать. Затем составьте цепочку шагов, которые необходимо предпринять для реализации вашего плана.

      • Например, если вас подводит здоровье и вы хотите его улучшить, возможно, вы примете решение начать заниматься спортом. Также можно купить шагомер, ежедневно прогуливаться после обеда или записаться в тренажерный зал.