Пульмонология, фтизиатрия

Упражнения тесты для оценки физической подготовленности человека. Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Тест на состояние сердечно-сосудистой системы

Упражнения тесты для оценки физической подготовленности человека. Простые тесты для самоконтроля физической подготовленности. Тест на состояние сердечно-сосудистой системы

Как составить индивидуальную программу занятий
При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.


КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

  • мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4
  • женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5
Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:
50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.



3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

  • мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;
  • женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:
109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:
74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.



4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств



6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель , могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

Общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.опубликовано econet.ru

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

МАОУ «Гимназия имени А.С. Пушкина»

Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся гимназии.

Елохина Галина Петровна

Ивченко Игорь Владимирович

МАОУ «Гимназия имени А. С. Пушкина»

Учителя физической культуры

г. Сыктывкар

Педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.

Педагогический мониторинг физического воспитания – это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о процессах обучения и физического развития школьника, обеспечивающий непрерывное отслеживание его физического состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития.

Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся разных возрастных групп и могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счёт профилактики заболеваний. Полученные результаты дают возможность учителю осуществлять индивидуальный подхода к физическому воспитанию учащихся, а так же поиска путей оптимизации учебного процесса и сохранения здоровья каждого.

Составной частью педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников является методика оценки физического развития и физической подготовленности учащихся, основу которой составляет тестирование. Оценивание результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирование уровня физического развития и физической подготовленности. Применение тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:

1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить каждого ученика;

2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать объективную оценку знаний учащихся;

3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;

4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.

При этом тесты должны быть разносторонними и системными, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса учащихся к оценке собственного здоровья и отслеживанию динамики его показателей. По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической подготовленности и функциональной подготовленности каждого учащегося, что может составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

На основе результатов тестирования можно:

– сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп учеников, проживающих в разных регионах страны;

– проводить соответствующий отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях;

– осуществлять достаточно объективный контроль в процессе обучения (тренировки) школьников и юных спортсменов;

– выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий;

– обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей школьного возраста.

Использование в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Наряду с научно-педагогическими задачами в педагогической практике задачи тестирования сводятся к следующему:

Научить самих школьников определять уровень физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;

Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния (физической формы);

Знать не столько исходный уровень развития двигательных способностей, сколько его изменение за определенный период времени;

Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за достигнутый высокий уровень физической подготовленности, сколько за реализацию запланированного повышения личных результатов.

Тестирование физической подготовленности учащихся.

Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.

На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:

Бег 30м., 60 м., 100 м.,

Бег 1000 м.,

Прыжки в длину с места,

- «Челночный» бег 3*10 м.,

Подъём туловища за 30 сек.,

Подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).

Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.

Определение уровня физического развития детей.

Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.

По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:

    Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

    Физиометрических - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти рук, становая сила;

    Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..

Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.

Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:

1 балл - очень плохо (низкий уровень),

2 балла - плохо (ниже среднего уровня),

3 балла - среднее (средний уровень),

4 балла - хорошо (выше среднего),

5 баллов - отлично (высокий уровень).

Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции.

Мониторинг физического здоровья учащихся.

В настоящее время в учебно-воспитательном процесс выделена группа факторов риска, оказывающая наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

    недостаточная двигательная активность;

    нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

    нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

    нарушение организации питания;

    отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

    неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

В связи с этим возникает необходимость своевременной диагностики отдельных компонентов здоровья и проведение различного рода профилактических мероприятий.

В практике физического воспитания существует множество методов и различных тестов, позволяющих объективно оценить состояние физического здоровья каждого школьника. При этом используются как медицинские, физиологические, психолого-педагогические, так и антропометрические подходы. Диагностика физического здоровья включает следующие показатели: антропометрические, физического развития, физической и функциональной подготовленности школьника.

Один из методов «Экспресс-оценка физического здоровья школьника».

На основе интегрированной оценки уровня физического здоровья по каждому индексу и ряду показателей даются индивидуальные рекомендации физкультурно-оздоровительных мероприятий, выполнение которых способствует осуществлению успешной коррекции физического здоровья и расширению резервных возможностей организма школьников.

Характеристика кондиционные и координационные способности.

По существующей классификации физические качества подразделяются на кондиционные и координационные качества или способности.

Кондиционные (энергетические) способности обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная деятельность. К ним относятся такие качества, как сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость.

Координационные (информационные) способности обусловливаются не морфофункциональными возможностями организма, а, в первую очередь, свойствами центральной нервной системы, особенностями сенсомоторных процессов человека. Немаловажное значение при проявлении координационных способностей имеет и интеллект. Таким образом, очевидно, что не все физические качества являются показателями физического развития человека. К специфическим координационным способностям относятся: способности к равновесию, к ориентированию, к реагированию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных действий, к вестибулярной устойчивости, к произвольному расслаблению мышц, к согласованию (связи)

Следует заметить, что между кондиционными и координационными способностями существует определенная связь. Так, успешность овладения двигательными действиями, совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков зависят, в первую очередь, от координационных способностей человека. В то же время, чем больше освоенных человеком двигательных действий, чем они разнообразнее, тем выше возможности совершенствования физических качеств. Таким образом,

с одной стороны, морфофункциональное состояние организма человека – основа для проявления кондиционных способностей, с другой, – высокий уровень развития этих качеств является предпосылкой для улучшения морфофункциональных показателей.

Характеристика физических качеств.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий. Собственно силовые способности проявляются в движении (динамическая сила) и в напряжении изометрического типа (статическая сила). Статическая сила характеризуется двумя его особенностями: активная статическая сила и пассивная статическая сила. Соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

К скоростно-силовым способностям относятся быстрая сила и взрывная, которая проявляется как стартовая сила и ускоряющая сила.

Силовая ловкость проявляется в циклической работе и ациклической работе.

Силовая выносливость -способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. И они проявляются в быстроте простой и сложной реакции, в скорости одиночного движения, в максимальной частоте движений в различных суставах и в скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (бег на короткие дистанции).

Выносливость способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Различают общую и специальную выносливость.

Гибкость способность выполнять движения с большей амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную . По способу проявления гибкости подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, статическая - в позах.

Двигательно-координационные способности в физическом воспитании связывают с понятием ловкости – способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи, в изменяющихся условиях.

Контрольные тестовые упражнения для определения уровня развития физических качеств.

Развитие выносливости

В практике физического воспитания для определения уровня выносливости применяется косвенный способ, когда выносливость у занимающихся определят по времени преодоления дистанций: 600,800,1000, 1500, 2000 и 3000 метров.

Используется также тесты с фиксированной длительностью бега - 6 и 12 мин. Определяется расстояние, которое пробежал учащийся за определённое время.

К неспецифическим тестам относятся: бег на тредбане, педалирование на велоэргометре, степ-тест.

Специфическими считаются тесты, которые приближены по структуре к соревновательным (плавание, лыжные гонки, гимнастика, единоборства и т.д.).

Развитие силовых способностей

Для измерения статической максимальной силы применяются динамометры (кистевой и становой), для измерения силы кисти и спины. Для определения динамической максимальной силы используют отдельные упражнения с предельным отягощением (жим штанги лежа, приседание). Применение данных тестов требует особой осторожности и обязательной страховки учителем. Косвенными показателями взрывной силы ног являются результаты максимальных прыжков с места (в длину и вверх). Для оценки силовой динамической выносливости используют многократное (до отказа или за определенное время) выполнение тестовых упражнений:

Подтягивание на перекладине;

Сгибание - разгибание рук в локтевом суставе в упоре лежа;

Приседание типа «пистолет»;

Поднимание опускание туловища, в положении лежа;

Сгибание ног до определенного угла в висе на гимнастической стенке или перекладине и др.

Развитие быстроты

Для оценки быстроты двигательной реакции испытуемому предлагают в ответ на определенный световой или звуковой сигнал как можно быстрее выполнить простое движение, например нажать на кнопку, размыкающую электрическую цепь хронорефлексометра Время, прошедшее от начала сигнала до моторной реакции (латентный период). В силу разной чувствительности зрительного и слухового анализаторов, время реакции на световой раздражитель меньше, чем на звуковой.

Более простой метод измерения быстроты одиночного движения выполнение 5 выпрыгивания или 5 приседаний с заданной амплитудой с максимально возможной скоростью. С помощью секундомера регистрируется время, с последующим расчетом времени одиночного движения.

Для определения частоты движений кисти применяют теппинг - тест. Проставление карандашом на бумаге размером 10 см. на 10 см. максимально возможного количества точек за 10 с. Затем число точек подсчитывают и делают перерасчет движений за 1 мин.

При определении частоты движении ног испытуемый выполняет бег на месте с высоким подниманием бедра (параллельно опоре) в максимальном темпе в течение 10 с. Число шагов подсчитывается, и затем рассчитывают количество шагов за 1 мин.

Оценка скоростных возможностей человека определяется по времени про бегания коротких дистанций (бега 30, 60 и 100 м.). В таких тестах учитывается вариант старта (низкий, высокий) и правила соревнований по легкой атлетике.

Развитие гибкости

Гибкость измеряют в линейных (см) или угловых (градус) единицах. Подвижность в плечевом суставе с гимнастической палкой, выполняется вы крут прямых рук назад. Степень подвижности оценивается по расстоянию между кистями рук.

Подвижность в коленных суставах выполнение полного приседания, руки вперёд или за голову.

Подвижность в голеностопном суставе измеряются параметры сгибания и разгибания в суставе.

Гибкость позвоночного столба определяют по степени наклона туловища вперед, назад и в стороны. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Зафиксировав крайнее положение на 1-2 сек., измеряется расстояние с помощью линейки или ленты от нулевой отметки до кончиков средних пальцев рук (в см). Если пальцы не достают до нулевой отметки, то результат с минусом, а если дальше, то со знаком плюс.

Гибкость в тазобедренном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза (копчика) в положении стоя ноги врозь в сторону и вперёд-назад с опорой на руки. Чем меньше расстояние, тем выше результат.

Развитие ловкости

Ловкость – сложное, комплексное качество, во многом связанное с координационными способностями, точностью движений и функцией равновесия.

При оценке точности движений предлагается выполнить движение, строго регламентированное в пространстве, во времени и степени мышечного усилия. Регистрируются ошибки при воспроизведении заданного параметра движения. Чем меньше величина ошибок, тем совершеннее точность движений. В качестве контрольных упражнений могут быть:

Отведение или сгибание конечностей до заданного угла без контроля зрения;

Ходьба по периметру размеченного квадрата с завязанными глазами;

Выполнение движений (приседаний, махов руками, ходьбы, бега) в течение точно заданного интервала времени по собственному «ощущению» времени;

Не глядя воспроизвести на динамометре усилие в половину максимальной силы кисти;

Выполнение без разметки прыжка в длину с места на расстояние, равное половине личного максимального результата.

Под равновесием понимают способность к сохранению устойчивого положения тела (статическое – удержание принятой позы, динамическое – в движении). Для оценки статического равновесия , рассматривают время сохранения позы – стойка на одной ноге, другая согнута и подошвой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты.

Развитие координация движений

Наиболее часто применяется «Челночный» бег 3 * 10 м., бег «змейкой», «Челночный» бег 4 * 10 м. с переноской двух кубиков за линию старта, метание в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

Вывод:

Результаты мониторинговых исследований позволяют отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности учащихся и, тем самым, могут использоваться как эффективное средство осуществления индивидуального подхода к физическому воспитанию, поиска путей оптимизации учебного процесса по физической культуре и сохранения индивидуального здоровья каждого школьника.

Объективное оценивание по предмету «физическая культура» должна осуществляться с учётом индивидуального темпам прироста в развитии физических качеств, качеству и объему приобретенных знаний, прочности освоения двигательных умений и навыков, уровню выполнения учебных нормативов.

Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков. Сущность контроля - сравнение запланированного и реально достигнутого физического состояния.

Методы проверки и оценки физической подготовленности

Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить.

В практике физического воспитания применяются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятий, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Наблюдая в ходе занятия за занимающимися, наблюдатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физическую нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движении, увеличение потливости и пр.).

Метод опроса представляет возможность получить информацию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения - это результат физиологических процессов в организме. С ними надо считаться и в тоже время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели. Это позволит определить состояние мышц и суставов, сердечно-сосудистой системы, а также выяснить, какие отделы и системы организма развиты слабее других.

Для оценки уровня развития физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д. Существуют множество тестов и для определения координации, равновесия, гибкости, выносливости, ловкости, силы отдельных мышечных групп и других физических способностей.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации. При выполнении упражнения будут совершенствоваться различные качества, но при подборе средств и методов нужно выделять их преимущественную направленность на развитие ведущего качества (силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость и прочие).

Тестовые задания представлены физическими упражнениями, которые сгруппированы по признаку основных физических качеств. Тестирование рекомендуется проводить с помощью соревновательного метода, причем тестируемые должны не только продемонстрировать выполнение нормативов требований, но и выполнить нормативные упражнения, которые отражают разносторонность их подготовленности по каждой конкретной группе физических способностей (силовых, скоростных, к выносливости и координации). Критерием характеристики уровня физической подготовленности выше среднего будут выполнение основных нормативов требований и (с учетом индивидуального физического развития) выполнение нормативов в соответствующих физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности среднего уровня -- соответственно выполнение только основных нормативов требований и частичное (до Ѕ) выполнение нормативов в физических упражнениях. Для характеристики уровня физической подготовленности ниже среднего - соответственно выполнение только основных нормативов требований.

Критерии уровня физической подготовленности определяются по специальным таблицам, разработанные учеными, а также по таблицам из комплексной программы физического воспитания школьников, студентов, спортсменов, военнослужащих и т.д.

Оценка состояния здоровья, динамики положительных и отрицательных изменений не будет объективной, если она не будет дополнена данными самоконтроля. Самоконтроль - самостоятельные наблюдения за результатами влияния физических нагрузок на свой организм.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями очень важным для оценки оздоровительного эффекта является систематический контроль. Контроль в процессе тренировки позволяет определить текущий уровень физической подготовленности для планирования оптимальных нагрузок, выявить "отстающие" двигательные качества и оценить величину их прироста. Самоконтроль сводится к определению величины физической нагрузки на основе ответных реакций организма.

Регулярно анализируя состояние своего здоровья, данные тестирования и проведения различных проб, можно получить возможность корректировать объемы труда и отдыха, время для восстановления, выбирать средства повышения физической и умственной работоспособности, вносить необходимые изменения в собственный стиль и, возможно, образ жизни. Основное требование: проведение проб и тестирования должно осуществляться в одни и те же часы суток, за 1,5-2 часа до и после приема пищи.

Все показатели самоконтроля можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относятся самочувствие, настроение, сон, аппетит и болевые ощущения. Информативными показателями интенсивности нагрузки являются субъективные ощущения. Физическая нагрузка считается достаточной, если самочувствие удовлетворительное (не ухудшается), сон и аппетит нормальные, пульс через 10 минут после тренировки менее 90 ударов в минуту. Физическая нагрузка считается чрезмерной, если самочувствие неудовлетворительное (ухудшается, появляются слабость, боль в области сердца, головная боль), сон и аппетит ухудшаются (отсутствуют), пульс через 10 минут после тренировки более 90 ударов в минуту.

Самочувствие классифицируется как хорошее (чувство бодрости, хорошая работоспособность), удовлетворительное (небольшая вялость) и плохое (слабость, вялость, низкая работоспособность). Самочувствие - довольно информативный критерий правильности дозировок физических нагрузок. Если они соответствуют функциональным возможностям организма, то самочувствие обычно хорошее. При чрезмерных же физических нагрузках наблюдается его ухудшение.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдения за частотой сердечного сокращения (ЧСС), артериальным давлением, дыханием, массой тела, мышечной силой и спортивными результатами.

Многие специалисты признают ЧСС надежным индикатором состояния системы кровообращения. Она может быть самостоятельно определена по частоте пульса. Когда человек в покое, ее лучше замерять на лучевой артерии, у основания большого пальца руки. Для этого на тыльную сторону запястья руки, где измеряется пульс, положить кисть другой руки и подушечками второго, третьего и четвертого пальцев отыскать лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Частота пульса определяется по движению секундной стрелки часов за 10 или 15 с, полученное число умножается на 6 или 4. Таким образом, вычисляется частота пульса за минуту.

Контроль за физической подготовленностью выступает как оперативное управление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с намеченными планами и последующей коррекцией процесса подготовки, и самих планов.

Физическая подготовленность - это комплексный результат физической подготовки.

Оценить уровень физической подготовки у занимающихся позволяет метод педагогического тестирования .

Термин тест в переводе с английского языка означает проба, испытание. Тест - это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека.

При проведении теста следует руководствоваться следующими требованиями:

1) условия проведения теста должны быть одинаковые для всех испытуемых;

2) доступность теста;

3) сравнительные исследования должны быть индифферентны (независимы);

4) данные теста должны выражаться в объективных величинах (времени, расстоянии и т.п.);

5) желательно, чтобы тесты отличались простотой процедуры измерения и оценки, наглядностью результата.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. Полученное в ходе измерений числовое значение - результатом тестирования (теста) (например, прыжок в длину с места - это тест; процедура проведения прыжков и измерение результатов - тестирование; длина прыжка - результат теста).

В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания), такие тесты называются двигательными или моторными.

Классификация двигательных тестов по преимущественным их показаниям вытекает из систематизации физических (двигательных) способностей.

Различают кондиционные тесты (для оценки силы: максимальной, скоростной, силовой выносливости; для оценки выносливости; для оценки скоростных способностей; для оценки гибкости: активной и пассивной) и координационные тесты (для оценки специфических координационных способностей: способностей к равновесию, ориентированию в пространстве, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, согласованию (связи), вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц).

Требования к тесту (критерии): надежность, стабильность, эквивалентность, объективность, информативность (валидность). Под надежностью теста понимают степень точности, с которой он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто ее оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Стабильность теста основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Способ повторного тестирования на определение надежности называется ретестом . Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом и ретестом.


Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов (например, когда надо выбрать, какой тест более адекватно отражает скоростные способности: бег на 30, 50, 60 или 100 м).

Под объективностью (согласованностью) теста понимают степень согласованности ре-зультатов, получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами (учителями, судьями, экспертами).

Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста: время тестирования, место, погодные условия; единое материальное и аппаратурное обеспечение; психофизиологические факторы (объем и интенсивность нагрузки, мотивация); подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык. Фактически, говоря об информативности, исследователь отвечает на два вопроса: что измеряет данный конкретный тест и какова при этом степень точности измерения.

Разновидности тестов :

1) контрольное упражнение (задание испытуемому показать максимальный результат);

2) стандартные пробы (задание одинаковое для всех, но дозируется: либо величина выполняемой работы; либо величина физиологических сдвигов);

3) максимальные функциональные пробы (задание испытуемому показать максимальный результат, но при этом контролируются физиологические или биохимические сдвиги).

Для оценки уровня быстроты применяются следующие тесты:

Бег 20,30 ,50,100 см с высокого старта или низкого старта;

Бег на месте за 5-10 с;

Частота движений рук и ног (теппинг-тест);

Кистевая темпометрия и др.

Для оценки уровня гибкости:

Наклон туловища в положении лежа или сидя;

Поднимание рук вверх в положении лежа на животе;

- «мост» и т.д.

Для оценки уровня ловкости:

- челночный бег 3×10 м, 5× 10 м и т.п.

Метание мяча;

Прыжки в длину с места и т.д.

Для оценки уровня силы:

Подтягивание;

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа;

- тройной прыжок и т.д.

Для оценки уровня выносливости:

- 6-минутный бег;

12-минутный бег;

Бег на 600, 800 ,1000,2000,3000 м и др.

Для комплексной оценки физической подготовленности используются батареи тестов (Международный тест, Европейский тест и т.п.).

Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает двухразовое тестирование физической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую - третью неделю сентября, а второе - за две недели до окончания учебного года.

Главной задачей в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущи человеку.

Повышение уровня физической подготовленности - очень важная задача, решаемая в процессе физического воспитания школьников.

От эффективности решения данной задачи во многом зависит здоровье ребенка. Уровень физической подготовленности влияет на успешность в различных видах деятельности.

Общая подготовленность подразумевает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма. .

Физическая подготовка подростков возлагается в настоящее время в основном на школу. Для большинства школьников уроки физической культуры являются не только основной и для многих единственной формой их физического воспитания.

Для определения уровня развития физических качеств, спортсменов используются специальные тесты. Из доступной литературы нами был сделан вывод: методики определения физических данных школьников, обучающихся в 10-11 классе, описаны в разных источниках, что затрудняет его проведение.

Нами была сделана попытка объединения методов определения общей и специальной физической подготовки в условиях городской средней школы №1.

Бег 60метров. Стартуя с положения низкого старта для того чтобы развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для быстрого выхода со старта применяются стартовые колодки. Они обеспечивают твердую опору для отталкивания. Даётся две попытки, лучший результат засчитывается. Результат фиксируется секундомером, с точностью до 0,1 сек. .

Тест Купера. С помощью 12-минутного бегового оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния, которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Известный американский физиолог К. Купер разработал нормативы, определяющие состояние сердечно сосудистой системы (выносливости), они просты и удобны, прошли проверку многих людях различного возраста и физической подготовленности. Мы использовали таблицу, по которой оценивается уровень подготовленности.

Таблица 3

Оценка физической подготовленности по 12-минутному беговому тесту Купера

По приведенной таблице можно определить степень подготовленности любого человека преодолевшего определенное расстояния за 12минут бега. Тест проводится на школьной спортивной площадке, круг равен 400м, регистрируется количество кругов, которые преодолел участник за 12минут бега.

Для определения уровня развития скоростной выносливости мы использовали бег на 1000м по земляному грунту. Учащиеся пробегали по два с половиной круга, каждый круг по 400 м. Девушки в одном забеге, для юношей было два забега. Ритм дыхания спортсмена должен быть полностью согласован с частотой шагов - это позволяет сохранить ровное дыхание на всей дистанции и исключить нехватку кислорода на последних кругах, когда необходимо совершать финишный рывок. Результаты фиксировались электронным секундомером с точностью до 0,1 секунды, двумя судьями после финиша данные судей усреднялись и полученный результат заносился в протокол.

Все оставшиеся тесты по общефизической подготовке проводились в спортивном зале СШ №1 города Рудного.

Динамометрия кисти - определение сгибательной силы кисти проводилось ручным динамометром (с тарировкой на 90 кг.). Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Нельзя делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняется 2-3 попытки сначала левой, затем правой рукой. Перед проведением теста динамометры необходимо калибровать. Средние показатели силы правой кисти у мужчин - 35-55 кг, у женщин - 28-33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 - 10кг меньше. Любой показатель силы тесно связан с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 65-70% массы тела, у женщин - 45-55%. Фиксирование результата происходит при максимальном сжатии динамометра, даётся одна попытка. Проводят два измерения - поочередно левой и правой рукой, полученные данные заносятся в протокол.

Угол в упоре: выполняется на брусьях. Даётся одна попытка. Испытуемый фиксирует упор углом, при этом руки и ноги абсолютно выпрямлены, ноги параллельны брусьям, находясь в упоре учащийся поднимает ноги до тех пор, пока они не составят 90 градусов с телом. В основном угол удерживается за счёт мышц бедра и за счёт пресса. Угол удерживается сколько это возможно, упражнение выполняется на время. Правильность выполнения контролируется визуально, время фиксируется секундомером с точностью до 0,1 секунды.

Прыжок в длину с места. Исходное положение перед прыжком -- "старт пловца" ноги полусогнуты. Отрывать ноги от пола до прыжка не нельзя. Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. В момент приземления ученик приседает и выносит руки в стороны, обеспечивая себе устойчивое положение и мягкое приземление. Измерение ведется от точки касания земли любой частью тела. Выполняются три попытки подряд. Лучший результат регистрируется в сантиметрах.

Тест на гибкость. Этот тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. Определение величины наклона туловища вперёд, проводится из положения, стоя на гимнастической скамейке, к которой прикреплена измерительная лента, размеченная на сантиметры. Шкала линейки отградуирована таким образом, что "ноль" соответствует плоскости скамейки, сантиметры со знаком " - " идут выше плоскости скамейки, а со знаком "+" - ниже. Ноги на ширине плеч, не сгибая ног в коленных суставах, ученик должен максимально наклоняется вперёд, касаясь линейки вытянутыми пальцами обеих рук. Оценка в сантиметрах производится визуально. Даётся три попытки, лучший результат записывается.

Подтягивание в висе (юноши). Вис выполняется на перекладине, руки на ширине плеч, хватом снизу. Испытуемый сгибает и разгибает руки, при положении виса на согнутых руках. Необходимо зафиксировать положение в верхней точке и вернуться в исходное положение. Выполнить до уровня подбородок выше перекладины, любые движения туловищем или ногами запрещаются. Показатели регистрируется визуально, упражнение выполняется один раз.

Поднимание туловища из положения лежа (девушки). Ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов, стопы закреплены, руки за головой выполняется до положения сидя, затем необходимо вернуться в исходное положение до касания лопатками поверхности гимнастического мата. Упражнение выполняется 1 минуту, необходимо как можно больше раз поднять туловище.