Травматология и ортопедия

Как самостоятельно сделать череп-трофей – технология, советы и рецепты. Мастер-класс по изготовлению медальона для рогов Как сделать сигнальный рог из пвх

Как самостоятельно сделать череп-трофей – технология, советы и рецепты. Мастер-класс по изготовлению медальона для рогов Как сделать сигнальный рог из пвх

Охотничий сигнальный рог своими руками

Чтобы самостоятельно сделать сигнальный рог , нужен длинный воловий или коровий рог. Его для очистки в течение двух часов вываривают в воде и аккуратно скоблят снаружи острым ножом, после чего острым (лучше новым) напильником опиливают основание рога так, чтобы получился ровный раструб.

Срез рога должен быть перпендикулярен его оси. Затем напильником отделывают стенки рога , наблюдая за тем, чтобы они получились, по возможности, одинаковой толщины. После этого приступают к отделке мундштука. Ножовкой или тонкой столярной пилой срезают вершину рога в таком месте, чтобы срез имел диаметр чуть больше двухрублевой монеты. В центре среза просверливают продольный канал диаметром 8 мм, который должен быть направлен по продольной оси рога; после чего расшарашивают острым ножом на глубину 12-14 мм воронку мундштука с наружным диаметром 17-18 мм; углы воронки должны быть закруглены. Снаружи мундштук опиливается слегка на конус, причем стенки трубы должны переходить в мундштук также плавным конусом. Таким образом получается вечный, никогда не теряющийся мундштук. Общая длина такого рога – 30 см.

Для окончательной отделки снаружи рог скоблят, выравнивая неровности напильником, шлифуют тонкой стеклянной или наждачной бумагой и, наконец, полируют куском твердого дерева и суконными тряпками. Также отделывают и мундштук. Для ношения рога применяют узкий ремень или тесьму с ременными концами. Один конец ремня обхватывает шейку рога под мундштуком. Чтобы он не мог наползать на мундштук, его надо туго зажать. Другой конец обхватывает рог ближе к раструбу. Намоченную петлю ремня туго надвигают на рог, смазанный в этом месте хорошим столярным клеем.

Такой сигнальный рог получается очень звучным, прочным, не прилипает к губам на морозе, не гремит при переноске, обходится очень дешево. Это – древнейший образец охотничьего рога , им пользовались лесники, лесообъездчики, егеря, доезжачие и многие охотники. Кроме своего прямого назначения, рог, закупоренный в мундштуке деревянной затычкой, служил на охоте сосудом для воды, а на охотничьих пирах на Кавказе – традиционным стаканом для виноградного вина.

На потолке избы, в отжившем хламе,
Увидел я помятый старый рог.
Попробовал...
И как во мраке пламя
Звук вспыхнул ярок и тревожно строг.

Вновь затрубил я.
Мощен и печален
Был затянувший «до» глубокий бас.
Я взял октавой выше,
И в металле
Победа, торжествуя, раздалась.

В.И. Казанский

Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога. Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.

Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.

Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники - все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.

Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.

Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».

Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.

Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.

Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными... Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», - писал Л.П. Сабанеев.

В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:

«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие - больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым - играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики - в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.

Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.

Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту - натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».

И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.

«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад

Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.

Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.

Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.

«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…»
Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».

2996

Потребность охотиться глубоко и крепко заложена в мужской природе. Хоть у современных глав семейств и нет больше острой необходимости тащить голодной семье тушу убитого животного, их все равно манит дикая природа. Для кого-то это способ сменить обстановку и отдохнуть, для кого-то - отличная тренировка, для других - прибыльный вид заработка. И каждый охотник ценит трофеи. Это память о подвиге, наглядное доказательство собственного героизма.

Охотничьи трофеи и их коллекционирование

Придумали даже термин «трофейная охота». Люди, охотящиеся на медведя, считают трофеями шкуру, череп и когти убитого животного. Из убитых птиц делают чучела или сохраняют их когти и самые красивые перья. Также высоко ценятся головы кабана и лося. Но самым ценным экспонатом в коллекции любого охотника являются рога копытных животных - лося, оленя, марала или зубра. Даже в случае, если у животного по каким-то причинам был только один рог, из него можно сделать красивое настенное украшение. Не всегда рога копытных одинакового размера или формы. Но это совершенно не останавливает заядлых коллекционеров.

Показателем успеха любого охотника считается коллекция рогов одного животного. Их собирают после того, как лось или олень сбросят рога. Нужно следить за копытным, знать все места его обитания, основные маршруты передвижения. Главный экспонат - череп с рогами, охотник добывает уже после смерти животного.

Рога копытных чаще всего объемные и тяжелые. Для них изготавливают специальный щит или медальон. Медальоны для охотничьих трофеев можно приобрести в магазине или изготовить собственными руками. Справиться с этим делом сможет даже человек без особых знаний и навыков.

Медальон под рога

Главная функция медальона - удерживать большой вес трофея. Поэтому изготавливают их из деревянных досок толщиной не менее 4 см. Для того, чтобы повесить экспонат на стену, к медальону крепят 2 скобы из металла.

Но забывать об эстетической роли медальона для рогов тоже не стоит. Ведь слишком большие и яркие конструкции будут отвлекать внимание от самого трофея. Размер также должен быть соответственным.

Форму можно выбрать по своему вкусу. Главное, чтобы полученное изделие идеально вписывалось в интерьер той комнаты, где будет находиться.

Часто на медальон под рога крепят бирку с данными о дате отстрела и виде животного.

Как сделать медальон для рогов своими руками

Существует много разновидностей медальонов: круглые, квадратные, щитообразные, с резными элементами. Создать медальон для рогов своими руками несложно.

Этапы создания медальона:

  1. Рисуем на бумаге фигуру с размерами и формой будущего медальона, складываем бумагу пополам, вырезаем ножницами.
  2. Прикладываем чертеж к деревянной заготовке, обводим его.
  3. Лобзиком вырезаем фигуру.
  4. Шлифуем изделие наждачной бумагой.
  5. Покрываем поверхность лаком или краской.

Медальон для рогов готов!

Как подготовить рога и череп

Есть несколько основных этапов обработки рогов и черепа:

  1. Голову убитого животного отделяют от туши сразу после отстрела. Для этого делают надрез между вторым и третьим позвонком. Острым ножом отрезают самые крупные мышцы, удаляют глазные яблоки и язык. Для того чтобы очистить голову изнутри, в затылочную часть вставляют проволоку, взбалтывают мозг и достают через это отверстие. Остатки вымывают под сильной струей холодной воды.
  2. Если отделенную голову обильно посыпать солью, то она сохранит свою «свежесть» несколько дней. После этого голову нужно выварить в родниковой или дождевой воде. Важно, чтобы в ней не было никаких химических примесей. Ведь их наличие может повлиять на изменение цвета черепа и даже способствовать его разрушению.
  3. Голову помещают в воду полностью. Рога при этом должны оставаться сухими. Для удобства часто используют специальную подставку, которая не дает черепу опуститься ниже. Вываривать череп нужно до полного отслоения мяса от костей. «Готовую» голову оставляют в воде до полного ее остывания. После этого череп вынимают и дают просохнуть.
  4. Часто череп не имеет эстетичного вида, и охотники предпочитают «вешать на стену» только рога. В этом случае хирургической пилой с мелкими зубцами отпиливают все лишнее, оставляя только небольшой участок черепа, к которому крепятся рога.
  5. Если есть необходимость, череп можно отбелить. Для этого смешивают нашатырный спирт и перекись водорода в соотношении 5:1. Вату мочат в этом растворе и обволакивают ней череп. Отбеливаться оставляют на 15-20 часов. Рога должны остаться не задетыми.
  6. Рога нужно тоже тщательно обработать. Если позволяют размеры, то будущий трофей замачивают на 48 часов в солевом растворе. После этого промывают проточной водой. Для придания поверхности однородной структуры их зачищают мелкой наждачной бумагой. При помощи фрезерного станка также можно удалить все неровности и зашлифовать их. Завершающий этап - обработка рогов морилкой. Это поможет обеззаразить их и защитить от влияния внешних факторов. Если есть желание, можно нанести еще сверху слой лака. Это придаст рогам блеск.

Как закрепить рога на медальоне

Остался завершающий этап - закрепление трофея на медальоне. Если рога маленькие, то их прикрепляют к основанию с помощью проволоки. Массивные - приделывают саморезами. Медальоны для рогов лося должны быть максимально надежными, так как на них идет большая нагрузка.

В черепе лося и других копытных животных есть отверстие, которое лучше заделать с помощью деревянного бруска. Для этого нужно вырезать деревянную «болванку», которая будет по размеру соответствовать отверстию черепа, вставить ее в отверстие и заделать все шпатлевкой. При необходимости можно зашлифовать поверхность.

Трофей охотника, оформленный собственными руками, станет идеальным украшением интерьера, его можно дорого продать или сделать ярким экспонатом выставок. Охотничьи трофеи рога очень ценятся за рубежом.

Видео

В нашем видео вы найдете мастер-класс, как сделать медальон своими руками.

Трофейные рога – гордость охотника

Как мы упоминали в первой части об изготовлении охотничьих трофеев, среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного - предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета - большая экономия.

Как мы упоминали в первой части ,среди многочисленных трофейных коллекций наиболее ценными являются экспонаты копытных животных, в частности черепа с рогами. Такой трофей, да еще добытого собственноручно животного - предмет гордости любого охотника. Чаще всего на изготовление трофея голова отдается в руки специалисту. Но при желании каждый может и самостоятельно сделать качественный череп-трофей. Это будет огромный дополнительный повод гордиться собой, а для семейного бюджета - большая экономия.

Выставка трофеев – способ показать себя как охотника, и увидеть – чего стоят другие

Немного зоологии

Все копытные животные классифицируются как полорогие – быки, яки, зубры, бараны, козлы, серны, сайгаки, джейраны, антилопы и полнорогие (оленевые). К оленевым относятся лань, северный олень, лось, мунтжак, белохвостый олень, кабарга, марал.

Отличительный признак полнорогих копытных - наличие костных рогов. Самки оленей, лосей, косуль (кроме самок северных оленей) рогов не имеют.

Полнорогие копытные – самые желанные трофеи

Второй этап - удаление мозга. Для этого надо взять проволоку, закрутить ее в спираль и вставить в отверстие в затылочной части. Проволокой мозг взбалтывается и вынимается через это отверстие. Остатки удаляются длинным пинцетом. Потом через надо многократно промыть под сильной струей воды.

Воду надо брать дождевую, родниковую, ручьевую, талую - без малейших химических примесей и хлора. В противном случае череп и рога могут поменять цвет, потерять привлекательность и даже разрушиться при длительном кипячении.

Для варки надо взять такую посудину, чтобы череп помещался туда полностью. Его надо залить холодной водой и поставить на огонь. При этом, сами рога косули, оленя, лося не должны соприкасаться с водой. Для этого к ним привязывают поперечную дощечку, а нижнюю часть надо обмотать сухой материей.

Вываривание черепов мелких животных производится в один этап, пока мышцы и сухожилья не отойдут от костей. На это может уйти несколько часов. Выкипающую воду надо постоянно пополнять до изначального уровня - осторожно доливать кипяток по стенкам емкости так, чтобы брызги не попадали на рога. После вываривания череп оставляют остывать в воде в течение 8 часов. При этом температура воды - не выше 20 и не ниже 10 градусов. Далее череп вынуть и дать обсохнуть в тени, без попадания солнечных лучей.

Трофейные рога лося – выставочные образцы высокого класса

Опиловка черепа

Это очень ответственная стадия, ведь будет обидно испортить трофей уже после выполненных самых неприятных операций.

Правило 1. Черепа оленей, баранов и козлов опиловке не подвергаются.

Дело в том, что трофей с зубами очень цене, потому что по стертости зубов можно определить возраст животного. Для этих копытных нижняя челюсть прикрепляется к верхней части проволокой или шнурком.

Правило 2. Если рога очень массивные - у лося, или благородного оленя, то удаляется основание черепа и зубы - носовые, межчелюстные кости и глазницы оставляются.

Отпиливание основания черепа надо выполнять с помощью столярной или лучше - хирургической пилы с мелкими зубьями. При это линия отпила устанавливается так: череп надо погрузит в воду так, чтобы над поверхностью оставались нужные части. Потом аккуратно череп вынуть и карандашом отметить уровень воды, по этой линии и будет производиться опил.

Обязательно делать его во влажном состоянии черепа, чтобы он не крошился.

Если после варки череп остался грязным, то его надо промыть водой с добавлением поваренной соли или соды. Потом почистить от жирных пятен - при помощи нашатырного спирта, можно протереть хлороформом, на крайний случай - бензином или аптечным эфиром.

Отбеливание черепа

Это этап подготовки трофея к выставочной кондиции. Для того, чтобы качественно отбелить кость, весь череп обворачивают ватой и обязывают шнуром. Рога при этом остаются открытыми. Если кости мало - можно и не обворачивать. Далее в закрытой таре разводят 25% раствор аммиака с перекисью водорода (15%). Соотношение компонентов - 5 к 1. Делать все это надо в перчатках, очках и дыхательной маске. Обернутый череп надо аккуратно залить этим раствором (на 2 см выше, но, не затрагивая рога). Время выдержки - 15 часов для мелких черепов и 20 для крупных копытных.

Полировка черепа

Это последняя процедура в изготовлении .Для полировки используют такую смесь: 2 части венской извести и 1 часть порошкового мела. Наносить ее надо чистой сухой материей и легко потереть всю поверхность и все выемки. Второй рецепт: 1 часть мелка на 2 части денатурированного спирта. Если вам нравится матовый блеск кости - обработайте череп парафином, мягко растерев его в тончайший слой.

Кстати, при участии в выставках охотничьих трофеев допускается использование легкой косметики.

Если рога очень светлые, то их можно затемнить - натереть раствором марганцовки или спиртовым настоем скорлупы грецкого ореха. Делать это надо, придерживаясь чувства меры - слишком много марганцовки просто испортят рога. Чтобы при этом не пострадал сам череп - его заворачивают в полиэтиленовый мешок. Отростки рогов надо отполировать мягкой мелкой наждачкой.

Если череп предполагалось делать с зубами - иногда они при вываривании выпадают. Их надо вставить на место и скрепить клеем быстрого схватывания или экоксидкой.

Даже на выставки допускается возможность показывать экспонаты с имитацией черепа - из дерева, глины, пластика, гипса или металла. Особых правил тут нет, главное, чтобы подставка визуально была похожа по форме на череп или голову животного.

Обработка черепов без рогов

Допускает также вариант, когда рога выставляются с черепом другого животного. Например, рога оленя на . Для этой цели и многих коллекционеров есть пара-тройка подготовленных черепов с пеньками. Такие черепа готовятся по всем правилам из добытых животных, которые уже сбросили рога. Перед последней стадией обработки в пеньки вставляются специальные крепления, на которые будут крепиться рога.

Узорчатый декор на черепе – редкий, но очень ценный способ подачи трофея

Черепа без рогов можно отбелить более простым способом, чем с рогами.

После варки и очищения кость обрабатывают 15% раствором перекиси водорода. Или другой способ - череп обвернуть натуральной тканью - можно марлей в несколько слоев и помещают в духовой шкаф, где медленно нагреваю до 70-80 градусов на несколько минут. Далее, после остывания ткань поочередно смачивают раствором соды и спирта-денатурата - так раза 2-3. Потом череп просушивают, зажимают тисками и вырезают нижнюю часть черепной коробки. На месте пеньков высверливаются отверстия в 6 мм - там в последующем будут крепиться рога. В эти дырки вставляются полые трубки в виде пеньков, длиной 3-4 см.

Дальше череп надо тщательно протереть ацетоном, с внешней стороны основание пеньков заделать глиной, а изнутри - эпоксидной смолой или любым водоотталкивающим клеем. Через 24 часа глину надо удалить влажной тряпкой, тщательно очистить череп, высушить и покрыть стыки прозрачным клеем. Переход ото лба к рогам надо тщательно обработать - сделать максимально естественным переход. Для этого готовится смесь глины, мела, нитролака и клея. Рога крепятся с помощью винтов, которые вставляются в просверленное основание. Обязательно отверстие надо обработать ацетоном для обезжиривания и залить винт клеем. На подставку череп крепится с помощью проволоки.

Видео - рога оленя

Рога лося - видео из домашней коллекции

Первая краевая Камчатская выставка охотничьих трофеев – 2015

Подробнее читайте

похожие записи из этого раздела

Многие-многие столетия, а может, и тысячелетия (точнее сказать трудно) насчитывает история сигнального рога...

Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.

Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.

Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники – все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.

Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.

Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».

Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.

Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.


Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными... Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», – писал Л.П. Сабанеев.

В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:

«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие – больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым – играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики – в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.

Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.

Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту – натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».


И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.

«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад

Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.

Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.

Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.


«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же... На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…» Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».

Текст: Владимир Костенко

Фото: Валентина Феофилактова и из архива «Мастерской охотничьих роговъ В. Головешко и П. Чукавина»