Травматология и ортопедия

Лекции по "архитектуре кубани". Лекции по "архитектуре кубани" История кубани в архитектуре сообщение

Лекции по

Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Архитектура Кубани и Краснодара. Храмовое строительство.» Гречишкина Т. В. МАОУ лицей пгт Афипский

В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. Активное участие в этой борьбе принимали казаки. За это царица Екатерина даровала им землю, на которой переселенцы стали возводить храмы.

Загадки 1. На молитву созывает, а сам в церкви не бывает… 2. Выше церкви ленточка… 3. Спиной к стене, а лицом к избе… 4. Тень, тень, потетень, выше города плетень… колокол крест икона церковь

Худое слово с языка Здесь не слетит, Светлеют лица, И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться. М. Просянников. Что составляет синтез храмового искусства? Росписи, фрески, иконы, церковная утварь, одежда священнослужи- телей, музыка, содержание священных книг

1 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал 2 3 4 5 6 Устройство Московского храма Христа Спасителя

Сравните с устройством Московского храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар Построен на территории Краснодарского краевого консультативно- диагностического центра. Два купола украшены звездами. 1 2 3 4 5 6

Александро – Невский собор первоначально был деревянным. В 1872 г. архитекторы Иван и Алексей Черники на месте войскового деревянного построили новый каменный. В годы советской власти он был разрушен. Восстановлен в 2006 г. В честь кого он назван? Был назван в честь новгородского князя Александра Невского, поднявшего русский народ в 1240 году на борьбу со шведами. Остаток жизни он провёл в церкви и впоследствии был канонизирован в святые. Белый храм в Краснодаре

Екатеринодарские соборы архитектора И. К. Мальгерба Свято- Троицкий храм. (1899-1910) Свято-Екатерининский храм (1900- 1914)

Храм святого пророка Илии(архитектор Н. Г. Петин) Ильинская Братская церковь (1892 -1907),построенная в память о безвременно умерших во время страшного поветрия холеры, налетевшего на Екатеринодар летом 1892 года.

Разрушение церквей на Кубани в 20-30 годы 20 столетия Немеет на плахе наш Белый собор, Снимите папахи, смотрите в упор. В.А.Домбровский. Советская власть пришла на Кубань весной 1920 года. Советы принимали решения о разрушении храмов. Было уничтожено и закрыто 164 прихода.

Свято- Троицкий собор, Выселковский район (1914 г.) Огонь от пылающих икон был выше здания. Жители станицы Новодонецкой на долгие годы остались без православного храма. Свято- Вознесенский храм, Динской район Собор чудом уцелел. В 1933 году было решено использовать его под зернохранилище.

Возрождение и строительство новых храмов – единственно верный путь, благословенный Господом. 21 век. Возврат духовных традиций происходит по всей Кубани. «Твори добро и забывай об этом»

Храм Рождества Христова Свято – Никольский 19 декабря 1997года произошла закладка Свято - Никольского храма в селе Белая Глина, который строится на пожертвования селян.

Задание: выполнить эскиз храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал

В конце урока вы должны ответить на вопросы: 1.Назовите знаменитых архитекторов Кубани конца19- начала 20 веков, принимавших участие в строительстве храмовых построек. 2. Какой стиль архитектуры они использовали? 3. Когда и почему были разрушены храмы на Кубани? 4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение православных храмов на духовные ценности кубанцев? 5. Назовите действующие храмы Краснодара, построенные в конце 19 века.

Домашнее задание: Выполнить презентацию на тему: «Самый красивый храм моего посёлка»

Прихожане в храме- Храм Христа Спасителя в Москве- http://drevo.pravbeseda.ru/images/001/000001.jpg http://www.xpam-xpicta.ru/gal/ico/images/DSC04682.jpg Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0006512b.jpg Александро – Невский собор, г. Краснодар- http://kubanphoto.ru/photos/4323/91220.jpg Свято- Троицкий храм, г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0002532b.jpg Свято-Екатерининский храм, г.Краснодар - http://darkaterina.narod.ru/kat.jpg Храм Святого пророка Илии, г.Краснодар - http://krasnodarskiy-kray.ru/51.jpg Свято- Вознесенский храм, Динской район – фото из фильма Свято – Троицкий собор, Выселковский район - фото из фильма Свято – Никольский храм, село Белая Глина – авторское фото Храм Рождества Христова, г Краснодар- http://www.yuga.ru/media/hram_rozhdestva_b01.jpg


Ландшафтно-топографические особенности равнинных и предгорных зон Кубани
Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России
Развитие систем расселения и самобытные черты в планировке населенных мест Кубани

Территориальный рост и формирование планировочной композиции населенных мест Кубани
Характер застройки городов и формирование пространственной среды населенных мест Кубани
Архитектурно-планировочные принципы сохранения и развития историко-культурного наследия Кубани

Работа содержит 10 файлов

2. Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России.doc

- 49.00 Кб (Скачать)

Архитектурно-пространственная среда Кубани в контексте этнокультурного территориального комплекса Юга России

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

Архитектура Кубани
Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения.
Характерный пример в этом отношении представлялЕкатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан.
Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто нестанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубоутилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольныйфронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.). Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященногов 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходствоекатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей вубранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей "зрелой" форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в...

ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ В АРХИТЕКТУРЕ ТРАДИЦИОННОГО МАЛОЭТАЖНОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА КУБАНИ

О.С. Субботин

Рассмотрена история архитектуры и градостроительства Кубани. Проведен истори-ко-архитектурный анализ традиционного малоэтажного домостроительства Кубани.

Большая часть современных поселений Кубани была основана в конце XVIII и на протяжении XIX веков, в процессе заселения края. В результате победы России над Турцией в русско-турецкой войне (1768-1774 гг.) Азовское море стало русским. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, заключенному в 1774 году, к России отошли Азов, крепость Кинбурн и Керчь с крепостью. Правобережье Кубани в то время представляло собой слабо заселенные, непроходимые лесные и камышовые заросли, которые отрезали друг от друга пикеты и кордоны, облегчая разбойные нападения на пограничную охрану. В 1778 году на Кубань был направлен великий русский полководец А.В.Суворов, под руководством которого строилась Кубанская линия. После русско-турецкой войны южная граница России официально переместилась до реки Кубань. По указу императрицы Екатерины II Черноморское войско, созданное во время этой войны из запорожских казаков, переселялось во вновь образованную Кубанскую область, где казакам вменялось в обязанность «бдение и стража пограничная от набегов...» По суше и по морю двинулись они охранять и осваивать, засевать новые российские земли.

В 1793 году был основан город Екатеринодар - центральный пункт Черноморского войска. Как установлено историками XIX века, застройка Екатеринодара, будущей столицы Черноморского казачьего Войска, началась еще до того, как был прислан из Симферополя на Кубань землемер-прапорщик Гетманов для размежевания заложенного города на кварталы и площади, по плану, утвержденному Таврическим губернатором генерал-майором С.С.Жегулиным .

Город Екатеринодар основывался как военно-административный центр Земли Войска Черноморского, и поэтому главным критерием при выборе места была стратегическая целесообразность. Урочище Карасунский кут, образованное излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, господствовавшее по высоте над левым кубанским берегом с широкой топкой поймой в южной части, имело высокие стратегические качества. Возникший здесь город был с трех сторон защищен естественной водной преградой. Эти выгоды местности еще в древности использовали обитавшие здесь меоты, в средние века - болгарские племена, адыги, половцы и ногайцы. Кроме вышеназванных ландшафтных условий, Карасунский кут был удобен еще и тем, что находился в середине, устраивавшейся по правому берегу Кубани Черноморской кордонной линии.

Пригодная для поселения часть урочища занимала вторую надпойменную террасу, выходящую за границы собственно урочища (полуострова), ограниченного линией от Ореховатого озера, находившегося в северо-западной части города, до восточного конца северной балки Карасуна. Вторая терраса была почти горизонтальной, и в ее неболь-

3/2009_М|ВУТНИК

ших впадинах, не имевших стока, долго сохранялась вода, которая загнивала и отравляла воздух болотными испарениями. Густой дубовый лес, покрывавший значительную часть Карасунского кута, задерживал испарение влаги и препятствовал высушивающему действию ветров. Эти обстоятельства приводили и к массовым заболеваниям жителей города лихорадкой и к массовым смертельным случаям. По этой причине в 1802 и 1821 годах делались попытки перенесения войскового центра в другие места .

Исходя, из вышеизложенного следует, что изначально размещение будущего города предполагалось на территории частично подверженной чрезвычайным ситуациям природного характера, одним из видов которого являлось наводнение, поэтому нужно было в первую очередь осуществлять мероприятия, включающие в себя и инженерную подготовку данной территории, и выбор конструктивных решений для малоэтажного жилищного строительства. Необходимость защиты прибрежных территорий вызывалась как постоянным или временным затоплением, так и подтоплением указанных территорий. Одним из условий для понижения паводочного расхода уровня рек было устройство обводных каналов и дамб обвалования.

В сентябре 1794 года Войско уже имело на руках план будущего войскового града, тогда-то и посыпались в местное правительство заявки на постройку домов, землянок и торговых лавок (рис.1). На первом генеральном плане 1795 года, составленном коллежским асессором Павлом Чуйко, большинство кварталов были заселены чинами войскового сословия и торговцами-армянами, издавна дружившими с казаками. А спустя 15 лет ни одного свободного планового места, по существу, уже не было.

Рис.1. Исторический центр г. Екатеринодара (1793 - 1920).

При размежевании войскового града Екатеринодара в 1793-1794 годах на кварталы высшие казачьи офицеры получали большие участки земли (квартал делился на два хозяина) для застройки - возводились жилой просторный дом (деревянный), каретный сарай, конюшня, сеновал, дровяник, ледник и прочие подсобные помещения. 1/4 часть земельного надела предназначалась для фруктового «родючего сада». Нижним офицерским чинам и рядовым казакам давались меньшие участки - квартал делился на четыре и более семей.

Одной из первых продольных улиц Екатеринодара стала Красная, а из поперечных - Крепостная, названная «по принадлежности», так как прилегала к Екатеринодарской крепости. Эта крепость и являлась градообразующим центром.

В Екатеринодарской крепости, как и в Запорожской коше, было выстроено сорок куреней, или казарм, где жили служилые казаки и происходили сборы казачьих войск. В это же время на всей территории Черноморского войска вблизи степных речек, на удобных для скотоводства и земледелия участках, возникли селения (первоначальные они тоже назывались куренями). Казаки, до этого временно поселенные на Тамани и в устье реки Еи, селились в них «по жребию». Таким образом, было основано сорок куреней, тридцать восемь из которых повторили названия своих предшественников в Запорожской Сечи.

В 1867 году утверждено положение «О заселении и управлении города Екатеринодара», согласно которому здесь разрешено было селиться всем желающим; город из «войскового» становился гражданским. Более 800 семей казаков переселились в ближайшие станицы. А издание в следующем году указа «О дозволении русским поданным невойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» позволило не только увеличить приток нового населения иногородних. Началось заселение окраин города, земля продавалась дешево (от 6 до 24 копеек за одну квадратную сажень), и ее быстро приобретали главным образом крестьяне. Уже к 1897 году население города составляло 65606 человек .

Плодородные кубанские степи в изобилии отплатили землепашцам хлебами. Их избыток потребовал развития новых торговых путей. И последовал Указ императора Николая Первого о начале строительства города на Азовском берегу. Портовый город - вот какую свою мечту воплотил светлейший князь Михаил Воронцов, наместник Кавказа, закладывая в 1848 году под залпы казачьих батарей первый камень города Ейска (рис.2.). Окончательный облик Ейска сложился к концу XIX - началу XX столетия. В те времена особо модным в архитектуре был ложно - русский стиль, славящийся как раз переплетением нескольких стилей.

Отличался он многочисленными деталями в отделке зданий. Крылечки, балкончики, кованные надкрыльца можно встретить в строениях той эпохи.

С 1809 года кубанские курени стали называться куренными селениями, с 1821 -просто селениями, а с 1840-х годов - станицами, так же, как в восточных районах Кубани. Почти одновременно с поселением черноморцев возникали селения линейных казаков. Линейные станицы были несколько крупнее черноморских, в них селили по 150 - 350 казачьих семей. В дальнейшем размеры старых станиц увеличились и образовались новые населенные пункты. Большинство линейных станиц, как и черноморских, застраивалось под наблюдением войсковой администрации. Уже в те времена возникла квартальная планировка, характерная для современных кубанских поселений.

НАИМЕНОВАНИЕ ХШЦ

ПОПЕРЕЧНЫЕ

A. Набережный проспект

B. Морская

C. Греческая Б. Торговая Е. Николаевская Е. Елизаветинская Q. Григорьевская 7. Воронцовская I. Тифлисская К. Черноморская Ь. Степановская М. Михайловская N. Одесская

Рис.2. Генеральный план портового города Ейска, утвержденный наместником Кавказским 8 апреля 1849 года

Более правильная и плотная застройка кварталов наблюдалась обычно лишь в центральной части селений, возникавших в первой половине XIX века. Позже войсковое начальство перестало вести строгое наблюдение за застройкой станиц, а новые хозяйства предпочитали создавать на окраинах, где нарезались более крупные усадебные участки. Небольшие хутора, селения государственных крестьян, как правило, застраивались в одну или несколько прямых улиц.

В центре станицы обычно располагались одна или две площади. Вокруг них устраивались войсковое правление, школа, церковь, лавки, пивные и духаны. Станицы, сто-

ПРОДОЛЬНЫЕ

A. Бердянская

B. Керченская

C. Нахачиванская Б. Таганрогская Е. Ставропольская Е. Екатеринодарская Q. Таманская

7. Ростовская I. Военная

явшие на пересечении торговых трактов, были, как правило, крупнее. В них строилось много лавок, на базары и ярмарки периодически съезжались жители окрестных селений. Однако в начале XX века торговая жизнь стала еще оживленнее. В бывших захолустьях появились лавки, базары, ремесленные мастерские, мукомольные, сыроварни.

Что касается обустройства на местности, то большие станицы делились на отдельные края и концы, имевшие свои названия. Концы назывались по фамилиям первых поселенцев (Коноваловка, Расцветаевка, Орловка), или по фамильным прозвищам (например, «Лебеди» в станице Таманской), или по месту рождения жителей (Полтава - в станице Бекешевской) и даже по особенностям местности и почвы (Заречь, Крайцы, Солонцы). Жители разных концов станицы нередко различались по социальному и этническому признаку.

В первые годы существования казачьих поселений, в трудных условиях военного времени нередко сооружались временные постройки - землянки, полуземлянки. Но уже через год-два казаки при содействии войсковой администрации заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Преобладание среди первых казачьих поселенцев жителей юго-восточных украинских и южнорусских районов, сходные природные условия степных пространств России и правобережья Кубани способствовали перенаселению на Кубань многих особенностей жилища, характерного для украинцев и русских. Под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани, в жилых постройках появляются и местные специфические черты, применяются различные композиционные и конструктивные решения для защиты от чрезвычайных ситуаций.

В XIX веке на значительной части степной территории Кубани были распространены невысокие турлучные или глинобитные дома. Обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами с большими свесами, поддерживались консольными выносами верхней обвязки и балок. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Так, галерея, опоясывающая дом с одной или двух сторон, характерна для жилища Полтавщины и Харьковщи-ны. Украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку и ступенчатыми гребешками по ребрам, которые назывались «остришками, нарыжника-ми», были распространены в Киевщине и Подольщине. Преобладающий украинско-белорусский тип определил и расположение печи и переднего угла.

В каждом квартале поселений было нарезано несколько усадеб - «планов». Внутри усадьбы каждый хозяин ставил по своему усмотрению дом и дворовые постройки. Все усадьбы по линии улицы огораживались высоким забором. Изгороди строились из разнообразных материалов: на Тамани сооружали саманные и глинобитные заборы, в некоторых восточных и предгорных селениях строили изгороди из камня. Широко были распространены плетни. Но наиболее характерными для казачества считаются глухие высокие заборы из горизонтальных досок с плотно закрытыми воротами. Подобные заборы и ворота, как и неизменные злые собаки во дворе, были как бы внешним выражением замкнутости старого казачьего быта.

Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, таким образом, чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону. К северо-востоку - наиболее ветреной стороне - направляли глухую (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В таком случае к ней была обращена глухая боковая стена, что

первоначально было связано с опасностью набегов горцев. За домом и сбоку от него располагались все дворовые службы, дальше начинался огород. Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями, акациями, в зелени которых утопали жилые и хозяйственные постройки.

Несмотря на такую красоту, в станицах мало внимания уделялось благоустройству и чистоте улиц. Даже в крупных торговых станицах редким явлением были мощеные улицы. При кубанском черноземе это означало, что летом жители задыхались от пыли, весной и осенью вязли в грязи. «Санитарное состояние станицы ужасное, - писал один корреспондент из крупной торговой станицы Кореновской в 1895 году. - Во многих местах ее находятся озера, испорченная вода их заражает воздух. Базар и Красная улица в ужасном состоянии. В сухое время года на них поднимаются тучи пыли, а в дождливое они обращаются в море грязи, в которой нередко тонули лошади» («Кубанские областные ведомости», 1895, № 179).

Раскрывая локальные особенности и характерные черты традиционного малоэтажного домостроительства на Кубани, отмечаем многообразие архитектурно-планировочных решений народного жилища, самобытность их архитектурного облика формировавшегося на основе природных, этнических и исторических условий. Ключевой особенностью для строительства малоэтажных жилых зданий являлся выбор наилучшего месторасположения указанных зданий, на территориях не подверженных чрезвычайным ситуациям природного характера.

Литература.

1. Бардадым В.П. Архитектура Краснодара. - Краснодар: Советская Кубань», 2002.

2. Бондарь В.В. Город Екатеринодар в пространстве и времени: Опыты исторической урбанистики. Монографический сборник. - Краснодар: Издатель Игорь Платонов, 2006.

3. Информационно-аналитический путеводитель «Краснодару - 200 лет». - Краснодар,

Ключевые слова: домостроительство, этнокультурный, архитектурны облик, исторические, природные условия, малоэтажные здания.

Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»