Горячая тема

Цель возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности школьников. Половая дифференциация младших школьников в совместной деятельности

Цель возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности школьников. Половая дифференциация младших школьников в совместной деятельности

Дошкольный период в жизни ребёнка - прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.

Дошкольный возраст - это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте - игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.

Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:

  • склонность к подражанию;
  • импульсивность;
  • неспособность к самоконтролю;
  • преобладание чувств над разумом;
  • безграничное стремление быть самостоятельным;
  • активное познание нового.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:

  • Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
  • Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
  • Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
  • Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
  • Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
  • Проявлением характера, упрямства и своеволия.
  • Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.

Особенностями этого возраста считают:

  • Усложнение волевых проявлений.
  • Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
  • Усложнение сюжетно- ролевой игры.
  • Зарождается осознанность выполняемых действий.
  • Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
  • Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
  • Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
  • Безоговорочное доверие взрослому человеку.
  • Особая чувствительность.
  • Преобладание наглядно-образного мышления.
  • Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
  • Ожидание оценки своих действий от окружающих.
  • Осознание собственных переживаний.
  • Появление учебного мотива.

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Младший школьный возраст - период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:

  • Возникновение этических норм.
  • Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
  • Появление стремления контролировать собственные действия.
  • Формирование личного сознания, самооценки.
  • Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.

Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы. Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями. Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.

В психологии - детской и педагогической, одно из центральных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволят правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый должен знать эти особенности и учитывать их в работе и при общении с детьми начальных классов.


Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).

В настоящее время нет единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей, были проанализированы несколько теорий, которые затрагивают периодизацию младшего школьного возраста.


Л.С.Выготский в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают – они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития.


З.Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.


Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;

2) дооперативный (2 - 7 лет);

3) период конкретного мышления (7 - 11 лет);

4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 - 18 лет и далее)


На возраст 7 - 11 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.


Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение , важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.


Особенности мышления. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность (М.К. Акимова, В.Т. Козлова, В.С. Мухина).


В.В. Давыдов, Д.В. Эльконин, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, Л.С. Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.


Особенности восприятия. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.


Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.


Особенности памяти. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 1 классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.


Особенности воображения. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.


Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.


Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста. Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности.


Список литературы:

1. В.С. Мухина, Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.

2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

3. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

5. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.



Период с 6-7 лет до 11-12 лет принято называть младшим школьным возрастом, который считается вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Вместе с тем он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у младшего школьника меняется характер мышления.

Этот период характеризуется изменениями как в физической, так и психической сферах ребенка.

Плавно и медленно увеличиваются рост, мышцы младших школьников. Причем, наблюдается относительное равенство по физической силе у мальчиков и девочек. Теряются первые молочные зубы, на месте которых появляются постоянные. Младшие школьники уже в состоянии выполнять контролируемые целенаправленные движения. По этой причине у них развивается интерес к различным видам спорта и активным действиям. Значительного прогресса достигает моторное движение. Приобретенные в детском саду умения играют роль в развитии мелкой моторики детей. К 6-7 годам формируется большинство навыков для письма. На протяжении этого периода развивается совершенное владение своим телом, благодаря чему появляется возможность оценить себя по достоинству, понять, что «я могу». Определенную роль в физическом и моторном развитии детей младшего школьника играет физическое воспитание, при условии, что оно грамотно организовано.

Изменения касаются также и головного мозга: совершенствуется морфофункциональная организация коры, она регулирует функции подкорковых стволовых образований мозга; устанавливается доминирование и подчинение в системе межполушарных отношений, что связано с созреванием мозолистого тела. Все это обеспечивает физиологические условия для формирования и функционирования одного из главных новообразований этого возраста - способности к произвольной регуляции психических процессов, деятельности и поведения в целом.

Глобально, ведущей линией формирования психики является интеллектуальное развитие. В этот период, согласно теории Жана Пиаже, ребенок находится на стадии, соответствующей уровню конкретных операций. Мышление превращается в логическое, все более отдаляясь от эгоцентризма и преобладания интуиции, приобретает абстрактный и обобщенный характер. Происходит его усложнение, появляется обратимость и гибкость. При характеристике младшего школьника не избежать сравнений с периодом, ему предшествующим - дошкольным детством. В отличие от дошкольников, дети 6-7 лет имеют представление о количестве, понимают, что изменение одного параметра может компенсироваться изменениями другого. Они осознают и также возможность измерения различий между похожими объектами.

Стадия конкретно-операционального мышления достигается детьми в процессе активного исследования окружающего мира, познания свойств предметов и накопление этого опыта.

Изменения в этот период происходят и с памятью. В школе перед детьми поставлена невероятно трудная задача: усвоить систему научных понятий за достаточно короткий промежуток времени. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети могут осознанно ставить себе задачу запомнить определенную информацию и эта задача отделяется от любой другой. Более того, они применяют разнообразные стратегии запоминания: от элементарного повторения до структурирования информации и создания рассказов и зрительных образов. Память имеет особо важное значение в младшем школьном возрасте, так как для успешной учебной деятельности просто необходимо сохранение полученной информации. Важными показателями являются объем запоминаемой информации, быстрота запоминания, а также точность запоминания и время хранения информации. Понятно, что с увеличением уровня непосредственной памяти повышается прочность запоминания материала. Наряду с непосредственной, другой стороной памяти выступает опосредованное запоминание. Его суть заключается в использовании определенных предметов или знаков, которые помогают лучше запомнить предлагаемый материал. Этот вид памяти, кроме выполнения основной функции, тесно связан с мышлением, которое позволяет не просто механически запомнить материал, но также и логически осмыслить его и сопоставить с уже имеющимися знаниями. Процесс восприятия теперь также подчиняется определенной задаче и состоит в целенаправленном произвольном наблюдении за объектом. Учебная деятельность является полностью произвольной по своему характеру и потому играет свою роль и в развитии воли. Для ребенка становится возможным сосредоточивать свое внимание на малоинтересных вещах.

Совершенствуются навыки устной речи. Продолжается расширение словарного запаса младших школьников, они овладевают более сложными грамматическими конструкциями и более тонким словоупотреблением. Этот период также сопровождается активным развитием навыков чтения и письма. Они предполагают усвоение фонетики, способность к декодированию алфавита, совершенствование мелкой моторики. Вместе с этим, чтение и письмо являются формами символической коммуникации и предполагают наличие внимания, восприятия и памяти. Нетрудно заметить, насколько это отличается от дошкольного периода, когда главными задачами коммуникации являются «говорить» и «понимать». Постоянными спутниками развития чтения и письма являются родители, братья и сестры, учителя, сверстники.

В младшем школьном возрасте происходит коренная перестройка отношений ребенка с действительностью. И здесь снова не избежать сравнений с дошкольным детством. Социальные отношения дошкольников делятся на две сферы, или ситуации развития: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети». Обе эти сферы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения с другими детьми также не определяют взаимоотношения с родителями. Социальные ситуации развития существуют параллельно и иерархически связаны. Благополучие ребенка в этот период зависит от внутрисемейной гармонии, эмоционально-теплых отношений.

Система «ребенок-взрослый» для младшего школьника разделяется на два направления: «ребенок-родители» и «ребенок-учитель». Отношения с учителями являются первым примером отношений с обществом. В семье взаимоотношения характеризуются неравенством, в школе же равны все. Учитель выступает воплощением требований общества, а школьная система предполагает наличие эталонов и мер для оценки. Школа характеризуется системой четко определенных отношений, которые основаны на принятии конкретных правил. Это новое направление в социальном взаимодействии пронизывает всю жизнь ребенка: определяет его отношения к родителям и сверстникам. Он него зависят все благоприятные для жизни условия.

Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» требует нового вида деятельности - учебной деятельности. Она направлена не на результат, как принято считать, но на выделение способа его усвоения. Все предметы учебной деятельности абстрактны, теоретичны.

«Школа играет определяющую роль в развитии детей. Именно здесь ребенок проверяет свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями и обществом в целом» .

Учебная деятельность не дается в готовом виде, ее нужно сформировать. В этом и заключается главная задача начальной школы - научить ребенка учиться. Эта задача напрямую связана с формированием познавательной мотивации. В первые недели школьного обучения с этим не возникает проблем. К концу дошкольного детства у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития игровой деятельности. Дети дошкольного возраста получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет - не только от процесса, но и от результата, выигрыша. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, развивается мотивация достижения. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной. Это новое личностное образование определяется Лидией Ильиничной Божович как «внутренняя позиция школьника». В ней объединяются потребности ребенка посещать школу (заниматься чем-то новым, носить портфель, тетради), включиться в новую для него деятельность учения, занять новое положение среди окружающих. Однако здесь наблюдается несоответствие мотива и содержания учебной деятельности, из-за чего он постепенно теряет свою силу. Д.Б. Эльконин утверждал, что побуждать ребенка к учению должно то содержание, которому его учат в школе.

Общая динамика мотивов детей младшего школьного возраста такова: сначала у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее - к способам добывания знаний . Однако снижение мотивации к концу начальной школы является нормальным и вполне объяснимо. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, так как эта потребность уже удовлетворена. И теперь на передний план выходит содержание обучения и способы добывания знаний. Наиболее эффективными для формирования познавательной мотивации являются развивающие занятия и проблемный подход. Так, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин в рамках теории развивающего обучения подчеркивали, что обучение не должно строиться на восхождении от житейских понятий к научным. Напротив, с учетом активного развития логического мышления обучение должно строиться на обобщении, на научных понятиях, которые в дальнейшем конкретизируются. Традиционное же обучение меньше способствует развитию мотивации. Чаще всего ведущим становится интерес не к процессу, а к результату обучения - отметке, похвале или материальному вознаграждению. Традиционная система образования создает также некоторые трудности для становления креативности - умения находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач. Это умение имеет большое значение для уровня выполняемой деятельности, для способа общения с другими людьми, для осознания собственных качеств, своих достоинств и недостатков. «Креативность в младшем школьном возрасте формирует умение произвольно и продуктивно использовать полученные знания, помогает научиться не готовым понятиям, а способам решения различных задач, формирует установку на потенциальное знание, на научение «учиться», а не пользоваться готовыми знаниями. В сложном и быстро меняющемся мире такие способности чрезвычайно важны, они помогают не только адаптироваться в самых разнообразных ситуациях, но и самореализоваться в них» .

Учебная деятельность является уникальной, так как при усвоении знаний ребенок ничего в этих знаниях не меняет. Впервые предметом изменения становится сам субъект, который осуществляет эту деятельность. Происходит поворот ребенка на самого себя, собственные изменения, возникновение рефлексии. Это является причиной включения оценки в любую учебную деятельность. Однако оценка ни в коем случае не должна быть исключительно формальной. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Именно через оценку происходит выделение себя как особого предмета изменений в учебной деятельности.

Структура учебной деятельности включает в себя 4 компонента:

1. Учебная задача-то, что ученик должен усвоить в процессе;

2. Учебное действие - активная деятельность ученика, изменения учебного материала доя обнаружения свойств изучаемого предмета;

3. Действие контроля - указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие;

4. Действие оценки - сравнение с задачей, определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Построение и осуществление учебной деятельности имеет специфические черты. Для их охарактеризования можно вновь вернуться к предыдущим периодам развития и предположить, что сначала все находится в руках учителя, и он действует руками ученика. Однако предмет учебной деятельности - идеальные объекты, что затрудняет взаимодействие. Неслучайно, при совершении детьми ошибок в уже сформированных действиях, они могут найти и исправить их без труда, но с одним условием - побуждением взрослого. Несмотря на передачу учителем всего операционального состава действий ученикам, он один продолжает оставаться носителем смыслов и целей. Пока учитель - центр учебной ситуации, который осуществляет контроль, учебные действия не интериоризируются учениками полностью.

Как можно избежать этого? В рамках отечественной психологии были проведены обширные исследования о роли кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников. В частности, Г.А. Цукерман, экспериментально установила, что у детей, действующих в форме совместной работы в классе, более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом. Обучение, построенное на кооперации, снимает противоречия между видимостью совместного обучения и реальной индивидуальной направленностью традиционного обучения. Эти выводы позволяют провести некоторые параллели с позицией Жана Пиаже по поводу отношений «ребенок-дети». По его мнению, только при общении детей между собой могут сформироваться такие фундаментальные качества, как критичность, терпимость и умение встать на точку зрения другого. Постепенно, подлинная логика и нравственность заменяют эгоцентризм.

Также Г.А. Цукерман подчеркивала качественные отличия сотрудничества со сверстниками от сотрудничества со взрослыми. Между взрослым и ребенком всегда происходит разделение функций: первый ставит цели, контролирует и оценивает действия второго. Однако, даже при совместной деятельности и последующей интериоризации действий, некоторые компоненты так продолжают оставаться за взрослым. Совершенно по-другому на процесс интериоризации воздействует кооперация со сверстниками. Она является опосредующим звеном между началом формирования нового действия при работе со взрослым и полностью самостоятельным концом формирования. В кооперации со сверстниками общение носит равноправный характер, имеют место контрольно-оценочные действия и высказывания. В случаях, когда взрослый только организует, «запускает» работу, а дети действуют самостоятельно, лучше обеспечивается учет позиции партнера, его точки зрения. Происходит развитие рефлексивных действий. Другая важная особенность такой совместной деятельности состоит в том, что дети обращают внимание не только и не столько на результат, но и на способ действий, как своих, так и партнера, происходит их координация. Лучше всего это можно наблюдать у слабых учеников - при совместной деятельности они становятся активными и заинтересованными. Немного с другой стороны кооперацию со сверстниками изучал В.В. Рубцов и установил, что такой вид совместной деятельности - основа происхождения интеллектуальных структур ребенка.

Учебная деятельность, как уже было отмечено, является ведущей в младшем школьном возрасте. Ей подчиняются все остальные виды деятельности, в том числе и игра. Неверно было бы предполагать, что игра полностью исчезает из мира младшего школьника. Она сохраняется, но претерпевает значительные изменения. По мере взросления, получение удовольствия от игры сменяется удовольствием от достижения известного заранее результата. В школьном возрасте игра носит скрытый характер, перемещается в область воображения. Она позволяет сделать смысл вещей более явным для ребенка, приближает его.

Младшему школьному возрасту присуща определенная динамика и в развитии мотивационно-потребностной сферы. Развитие мышление, способности к осознанию окружающего мира постепенно переносится на себя. Сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников играют роль в дифференциации и повышению адекватности самооценки ребенка. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в самоидентификации младшего школьника. Позитивное развитие его личности зависит от того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как оценивают его успехи в учебе. Низкая успеваемость и конфликты с учителем в этот период могут привести не только к отклонениям в познавательном плане, но и появлению других негативных симптомов, например, тревоги, агрессии, неадекватности.

Какие же новообразования младшего школьного возраста можно выделить на основании сказанного?

Во-первых, произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Благодаря усвоению системы научных понятий происходит также их внутреннее опосредование. Однако, все это еще не относится с интеллекту, который пока «не знает сам себя».

Во-вторых, активное осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности, то есть формирование рефлексии.

В-третьих, становление адекватной и устойчивой самооценки, источником которое является сравнение своих успехов и отметок с достижениями одноклассников в рамках учебной деятельности.

Итак, младший школьный возраст - расцвет детства и одновременно начало новой, школьной, жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Все психические процессы опосредованы развитием интеллекта. Учебная деятельность становится для младшего школьника ведущей. Учитель воплощает для него требования и ожидания общества. Личностное общение в этом возрасте зависит от успешности в школьном обучении, отношения учителя и отметок. С другой стороны, оно делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, а также стимулирует их учебу. В проведенных исследованиях было экспериментально установлено, что ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Лучше обеспечивается учет позиции партнера, его точки зрения, преодолевается эгоцентризм. Происходит развитие рефлексивных действий.

"Младший школьный возраст - это период (7-11 лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии характерно:

Доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка;

Доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;

Возрастание способностей ребёнка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьёй и школой".

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться.

Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

"Согласно Л.С. Выготскому , с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим".

"Младший школьный возраст характеризуется учебной деятельностью, как ведущей. Содержание учебной деятельности составляет овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Сегодня многие исследователи называют возраст 11 лет - особым возрастом, "ничьей землёй", подчеркивая его переходный характер. Завершается младший школьный возраст кризисом 12 лет, выступающим как кризис перестройки отношений со взрослыми.

В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания - чувство взрослости ("хочу быть и казаться взрослым"). "Можно выделить две особенности самосознания младших подростков. Во-первых, это чувство, а не рефлексия, переживание, стремление. Во-вторых, - социальная форма самосознания. Подросток стремиться видеть себя в новой роли взрослого, открывает её для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учёта своего мнения и равных прав".


Социальная ситуация развития в отношениях "ребёнок - взрослый" распадается на отношения "ребёнок - близкий взрослый" и "ребёнок - социальный взрослый". Учитель выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками также преобразуются в две системы отношений - игровые и дружеские отношения и отношения со сверстниками, как партнерами по учебному сотрудничеству.

Психологические новообразования младшего школьного возраста формируются в учебной деятельности, поэтому их содержание и качество определяются содержанием и особенностями организации учебной деятельности, уровнем её сформированности у младшего школьника.

"Центральной линией развития выступает интеллектуализация и, соответственно, формирование опосредствованности и произвольности всех психических процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемотехнические средства и становятся смысловой, речь становится произвольной, построение речевых высказываний осуществляется с учетом цели и условий речевой коммуникации, внимание становится произвольным".

"Этот возраст характеризуется дальнейшим развитием мышления. В этот период завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению и в процессе обучения у младших школьников начинается формирование научных понятий, на основе которых строится понятийное (или теоретическое) мышление".

Согласно Алейниковой Т.В. развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание.

На каждой возрастной ступени развития наблюдается характерное для возраста сочетание и уровень сформированности определенных мыслительных и перцептивных действий. В многочисленных исследованиях (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Минская, Г.И. Поддъяков) было показано, что наиболее характерными для данного возраста являются действия наглядно-образного и основы логического мышления. Различия между ними состоят в характере действий, выполняемых ребенком с предметами - заместителями разных видов.

Действия наглядно-образного мышления могут быть охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, которые отражают связи и отношения, реальных вещей. Схематизированные образы позволяют в той или иной ситуации выделить содержание, значимое для решения задачи. При этом ребенок действует в соответствии со связями и отношениями, существующими между реальными объектами. В случае с логическим мышлением ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения, т.д.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта в контексте решаемой задачи.

Согласно данной концепции, целостный процесс умственного развития включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей.

Дьяченко О.М. относит к действиям воображения (сохраняя хронологическую последовательность их формирования у детей) следующие:

Действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;

Действия "детализации", когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

Действия "включения", когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

"Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту. Тем самым к школьному возрасту все большее значение для развития умственных способностей приобретает воображение, которое хронологически развиваясь, в младшем школьном возрасте достигает практически максимального развития".

"В этот период активизируется и совершенствуются движения, что приводит (в комплексе с обучением) к формированию и развитию психофизиологических функций. Пиаже считает, что в период от 7 до 11 лет у ребёнка строится понятийная система".

В младшем школьном возрасте - как утверждает Алейникова Т.В. - происходит развитие условно-рефлекторной функции: стабилизируется высшая нервная деятельность в связи с морфологическим созреванием лобного отдела коры и миелинизацией (процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пути центральной нервной системы) прилегающих участков белого вещества, совершенствуются нервно-психические функции ребёнка - показывается возможным словесное обобщение признаков и событий, вырабатывается ассоциативные рефлексы и становится доступным экстраполяция, а также выработка условного рефлекса при вероятностном подкреплении.

"В этом возрасте основные нервные процессы у ребёнка по своим характеристикам приближается к таковым у взрослого человека. Так, в этот возрастной период оказываются хорошо выраженными индукционные отношения между возбуждением и торможением, и при этом отмечается способность последовательного торможения к быстрой концентрации". "В начале младшего школьного возраста восприятие имеет ещё черты дошкольного возраста: так, оно ещё не достаточно дифференцировано, ребёнок путает похожие буквы и цифры, выделяет при восприятии объекты по величине, форме и яркости боле активно, чем по смыслу. Анализ при восприятии нарабатывается путем специального обучения (анализирующее восприятие), как и у дошкольников, а к концу этого возрастного периода формируется синтезирующее восприятие (также при соответствующем обучении)".

"В младшем школьном возрасте улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, что способствует формированию сложных координированных движений. В движениях ногами в дошкольном периоде наблюдается перекрестно-реципрокная координация. Только с 7-8 лет формируется симметричная координация движений, необходимая для одновременных симметричных движений (например, для толчка двумя ногами). В движениях руками перекрестно-реципрокные отношения появляются позднее одновременных, симметричных движений. С 8-9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10-11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. При чем 10-11-летние дети в этом отношении превосходят 12-14-летних подростков".

"Внимание развивается и в раннем, и в среднем детстве - в течение всего дошкольного возраста, но серьезный прогресс в этой психической функции достигается в младшем школьном возрасте; без достаточной сформированности внимания обучение не возможно. В этом возрасте появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя всё ещё непроизвольное внимание, и внешние впечатление являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. В этот период внимание характеризуется небольшим объёмом и малой устойчивостью (до 10-20 минут, а у подростков и старшеклассников - соответственно до 40-45 и 45-50 минут). Кроме того в младшем школьном возрасте затруднено произвольное переключение внимания и его адекватное распределение".

В книге "Физиология человека" Фомин Н.А. утверждает, что развитие памяти протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, в полнее сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приёмов, рационализирующих запоминание.

"Обучение происходит более эффективно в случае высокой учебно-познавательной мотивации школьника и наличия адекватного внутреннего контроля, обеспечивающего при обучении обратную связь. На протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности".

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию.

Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности, наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего. "В ранней юности восприятие реальности обретает стабильные черты, которые сохранятся и в будущем. Возникают трансформации в восприятии времени - осознается временная перспектива, и устанавливается осознанная связь между прошлым и будущим через настоящее. Восприятие и осознание временной перспективы позволяет строить планы на будущее".

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У старших школьников - выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Дети старшего школьного возраста в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

"Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу".

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение.

"Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки".

Л.С. Выготский самосознанию и его развитию в этом возрасте отводил ключевую роль. Но, даже называя самосознание "самой последней и верхней из всех перестроек", он отнюдь не этой инстанцией замыкал всю цепь новообразований". "С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка". Дело в том, что личность охватывает то единство поведения, которое характеризуется признаком овладения им. К овладению внутренним миром, по мнению Л.С. Выготского, и сводится функция его "открытия". "Недаром внешним коррелятом этого события, - пишет он, - является возникновение жизненного плана...".

"Во второй фазе переходного возраста (13-15 лет у девочек и 15-17 лет у мальчиков), наиболее бурно протекающей, наблюдается психическая неуравновешенность, характеризующаяся резкими переходами от экзальтации к депрессии и снова к экзальтации. В этом возрасте возникает негативизм в отношении взрослых и их установок, усиливается обидчивость, у девочек - склонность к слезам. В то же время возрастает роль словесных сигналов и укорачиваются латентные периоды на словесные раздражители при общем нарастании возбудительных и ослаблении тормозных реакций. К концу переходного периода, когда устанавливаются гармоничные отношения между корой и подкорково-стволовыми структурами, организм может считаться созревшим по проявлениям высшей нервной деятельности".

юношескому возрасту (и к взрослому состоянию) устанавливается определенный баланс в возбудительно-тормозных отношениях, детерминированный типологией человека, т.е. нейрохимическими процессами, обусловливающими корково-подкорковые взаимодействия и обеспечивающими весьма индивидуальный характер высшей нервной деятельности отдельного человека". С возрастом развивается ориентация в пространстве и совершенствуется пространственная точность движений, особенно при тренировке. Эти координационно-двигательные параметры претерпевают существенные изменения, нарастая от 4-х до 10-11 лет, когда наступает стабилизация показателей координации, сменяющаяся их увеличением в 12-13 лет и достигающая взрослых характеристик к 16-летнему возрасту.

При этом важной основой для координационной деятельности является устойчивость в прямостоянии, которая также повышается с возрастом, достигая показателей взрослых к 14 годам, что связано в значительной степени с развитием проприоцептивной чувствительности, обеспечивающей сигнализацию о выполнении движений (обратную связь); совершенствуется способность дифференцировать темп движений и напряжение мышц, а также способность к тонким изменениям темпа движений, что естественно связано с тренировкой и растущей точностью кинестетического анализа".

"В этот период у юношей, по сравнению с подростками, повышается самоуважение и растет контроль за проявлением эмоций, настроение становится более устойчивым и осознанным, независимо от темперамента. Можно считать, что к 17 годам эмоциональная сфера достигает стабильности взрослого человека, и дальнейшее ее состояние будет уже зависеть от ряда дополнительных ситуационных факторов, естественно, во взаимодействии с факторами внутреннего мира человека, в частности, с чертами его темперамента, способствующими развитию невроза или противостоящими ему".

"Старший школьный возраст характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условно рефлекторной, словесно-логической) - и запоминание, и хранение, и воспроизведение - продолжают улучшаться до 20-25 лет".

"В этот период появляются и проявляются профессиональные интересы, оттесняющие на второй план интересы к межличностным отношениям в семье. Отношения со сверстниками также уступают место отношениям со значимыми взрослыми, чей профессиональный опыт привлекает интерес юноши.

Центральным новообразованием ранней юности становится профессиональное и личностное самоопределение".

Школьный возраст подразделяется па младший (с 7 до 9-10 лет), средний (11 - 12 лет) и старший - подростковый возраст (с 13-14 до 16-18 лет).

Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Хотя физиологическая сущность этого криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых, примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Эта физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость.

К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста существуют особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональном насыщенности уроков и мероприятий.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания.

Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям условий окружающей жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают их непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам школьной жизни, которая вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Осложняет новую социальную ситуацию и то, что у каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

Поступление в школу - это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. Это конфликт между «хочу» и «надо»... По логике, которая не раз использовалась в русских сказках, путей выбора может быть по крайней мере четыре: вперед, назад, налево и направо.

  • Первый путь - «надо» - это прямая дорога «вперед», во взрослую жизнь с ее нормами, требованиями и обязательствами.
  • Второй путь - «хочу» - своеобразное отступление «назад», защитная регрессия к ранним детским формам поведения.
  • Третий путь - «налево» - используют так называемые «рациональные» дети, которые всеми силами стараются преобразовать школьную ситуацию таким образом, чтобы в ней вместо взрослых «надо» хозяйничали детские «хочу». Такие дети открыто сомневаются в самом содержании взрослых норм и требований, вечно что-то предлагают, изменяют исходные правила, протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались. Эти дети достаточно неудобны взрослым, так как всегда имеют свое мнение и склонны противоречить взрослым (конфликтовать).
  • Четвертый путь - «направо» - самый интересный. Ребенок, выбирающий этот путь, всеми силами стремится соответствовать всем тем «надо», которые следуют из конкретной ситуации. Но его не совсем удовлетворяет то, как это у него получается. В результате он уходит в себя и очень глубоко всё переживает. У него возникают яркие, эмоционально окрашенные состояния. Его раздирают противоречия между самыми разными стремлениями, желаниями и обязательствами. Ребенок не может принять себя в ситуации и поэтому более или менее осознанно стремится преобразовать не внешний, а свой внутренний психический мир, хоть как-то снять внутреннее напряжение и дискомфорт, т.е. защититься с помощью психологических механизмов. И здесь что-то у него получается, а что-то нет. И если какие-то переживания останутся плохо осознанными и неотреагированными, они могут превратиться в психологические комплексы, которые мы часто наблюдаем и у взрослых людей.

Какую бы стратегию ни избрал ребенок, неспособность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Первоклассник становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки.

Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате которой эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода - будто его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками школьник младшего возраста продолжает развивать рефлексию на себя и других. При этом, добиваясь успеха или терпя поражение, он может, по образному выражению В.С. Мухиной, попасть «в капкан сопутствующих негативных образований», испытывая чувство превосходства над другими или зависть 1 . В то же время развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить принятые позитивные формы общения.

Таким образом, поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет новоиспеченному школьнику постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, в требования к самому себе.

Итак, подводим итоги: границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период, как мы уже знаем, происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Современные психологи утверждают, что с каждым годом в первые классы попадает всё больше неподготовленных к обучению детей. И эта неготовность скорее моральная, нежели умственная. Сегодня среди учащихся младших классов все более развивается так называемый «синдром отчуждения». Он возникает, когда ребенок начинает сам себе навязывать мысли о том, что в этом классе ни расположения учителей, ни дружбы сверстников он не добьется. С чем это связано? Такое мнение может являться следствием неудачи в учебе (неправильно ответил на вопрос) или насмешек со стороны одноклассников. Начинается процесс подавления собственного «Я», а это в свою очередь создает цепь последующих неудач.

Готов ли ребенок к обучению в школе? Сможет ли он влиться в новую среду, совершенно отличную от домашней?

Психологи расценивают младший школьный возраст как один из самых сложных периодов в жизни ребенка, потому что школа теперь заменяет всё, что было до сих пор в его жизни:

  • вместо родителей появляются учителя, которые уже не будут терпеть капризы своего ученика, а, более того, будут требовать выполнения поставленных перед ним задач;
  • на место друзей со двора или из детского сада приходят совершенно незнакомые дети, с которыми приходится сталкиваться и общаться ежедневно;
  • игрушки заменяются книгами и тетрадями, а свободное время - выполнением домашних заданий.

Так, школа становится своего рода вторым домом для ребенка, а постоянно меняющаяся обстановка в ней требует от него активности и смекалки. Естественно, подобные перемены - предпосылка для стресса.

В психологии существует такое понятие, как «кризис семи лет». Он описывает следующие качества, присущие любому ребенку в этом возрасте:

  • неустойчивость интересов;
  • эмоциональная несдержанность;
  • неспособность обобщать свои переживания.

Младший школьник чувствует, что на его хрупкие плечи вместе с ранцем или рюкзачком ложится еще и определенная доля ответственности, и это его пугает. Плюс ко всему у детей младшего школьного возраста неосознанно возникает стремление к лидерству в глазах окружающих. Это чаще всего бывает вызвано влиянием на ребенка средств массовой информации, и «детской мании величия» избежать невозможно. Но с возрастом это проходит.

Родители первоклассников нередко подходят к учителям с одной просьбой: чтобы к их чаду относились с особым вниманием. Многие не понимают, что учитель не способен разорваться между всеми своими учениками и постоянно налаживать взаимоотношения в классе. Для этого в школах работают психологи, и оптимальным вариантом было бы обратиться именно к специалисту по психологии. Он поможет найти правильное решение на этом сложном этапе воспитания и обучения.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная у первоклассников, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

В процессе учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, - рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.

Таким образом, содержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Данное положение, раскрывающее содержание и смысл учебной деятельности, основано на фактах, которые были установлены в результате анализа опыта работы начальной школы (В.Н. Давыдов).

Термин «учебная деятельность», обозначающий один из типов воспроизводящей деятельности детей, не следует отождествлять с термином «учение». Дети, как известно, учатся в самых разных видах деятельности (в игре, труде, при занятиях спортом и т.д.). Учебная же деятельность имеет свое особое содержание и строение, и ее необходимо отличать от других видов деятельности, выполняемых детьми и в младшем школьном возрасте, и в других возрастах (например, от игровой, общественно-организационной, трудовой деятельности и т.д.). Причем в младшем школьном возрасте дети выполняют все только что перечисленные и другие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная - она обусловливает, инициирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в процессе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное формирование всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, наравне с другими психическими процессами, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Ряд психологов, исследовавших особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют делать.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности младших школьников являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь - выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, он сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе произвольного поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в младшем школьном возрасте, когда ребенок уже «впитывает» в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами: желанием быть одобренным взрослыми или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть подобное произвольное поведение так или иначе обусловлено мотивом, доминирующим в этом возрасте, - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Школьник уже способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, что тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Теперь ребенок может побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни младшего школьника становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями по поводу боязни изменения отношений с окружающими, он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок младшего школьного возраста начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне он не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, стремлению сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется, в первую очередь, в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.п.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от его оценки взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он и впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень успешности этого будет зависеть от типа его отношений с учениками.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ученика начальных классов, как уже было сказано, является мотив достижения успеха. Иногда встречается его разновидность - мотив избегания неудачи.

В сознание младшего школьника закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Он начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, крайне важно постоянное внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного личностного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Именно в этом возрасте, переживая свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети открывают для себя новые групповые формы активности, занятий. Поначалу они стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь ее законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми - хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Ребенок теперь стремится к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциаль-ном поведении, учете их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, он невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми - с их успехами, достижениями, поведением, и просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Заострим наше внимание и на следующих параметрах:

  • 1. Самоконтроль - это способность реагировать на самого себя, контролировать свои реакции посредством волевой регуляции. Ребенок должен уметь самостоятельно организовать и регулировать собственную деятельность. Самоконтроль является необходимым условием успешного обучения. Он важен для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости. Самоконтроль считается сформированным, если ребенок умеет подчинить свое поведение правилам; сверять действия с образцом, с системой условий; изменять действия в заданных условиях.
  • 2. Внутренний план действий (интеллектуальное новообразование). Это внутреннее действие, которое помогает ребенку успешно контролировать ход решения задачи, поскольку позволяет предусмотреть возможные «шаги» при решении, сопоставить разные варианты решения. Развитие внутреннего плана действий дает возможность решать задачу «в уме», во внутреннем плане, предвидеть гипотетические промежуточные результаты и сопоставлять свои действия с условиями задачи и конечной целью решения, обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, сравнивать, предусматривать и оценивать возможные варианты решения, ориентируясь на разные условия задачи.
  • 3. Рефлексия (на собственное поведение, на собственные действия). Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Рефлексия (в переводе с лат. - обращение назад) - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Благодаря рефлексии ребенок открывает для себя смысл своих действий, осознает свои поступки, в результате преобразует собственные действия.

Таким образом, младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; ребенок научается выделять цель, условия и средства ее достижения, у него появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно «поворот» на самого себя (рефлексия) в результате учебной деятельности, свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Следует запомнить: второй физиологический криз, подвижность нервных процессов, повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость, физиологические трансформации, совершенствование познавательных процессов, формирование высших психических функций, эмоциональная сфера ребенка, мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»), осознание критических замечаний в свой адрес, социальные страхи, напор негативных образований, произвольное поведение, мнемическая деятельность, внутренний план действий, самоконтроль, смыслово-ориентировочная основа в поступках, просоциальное поведение, рефлексия.

Вопросы и задания по главе XVIII

  • 1. Какой возраст принято называть младшим школьным и что является определяющим при его выделении?
  • 2. Подготовьте сообщения о физиологических и психологических особенностях младшего школьного возраста.
  • 3. Как изменяется эмоциональная сфера ребенка этого возраста?
  • 4. Каким образом возможно разрешение конфликта между мотивом желания и мотивом долженствования?
  • 5. В результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств младшего школьника становятся особенно заметными?
  • 6. Что такое социальные страхи?
  • 7. Каким образом происходит усвоение норм поведения?
  • 8. Что, согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка?
  • 9. Подготовьте сообщения о памяти младшего школьника.
  • 10. Как формируется произвольное поведение в этом возрасте?
  • 11. От чего в целом зависит развитие личности младшего школьника?
  • 12. Подготовьте сообщения об интеллектуальных способностях детей младшего школьного возраста.
  • Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999.