Горячая тема

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека». Феномен сна и сновидения Научный проект на тему сон биология

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека». Феномен сна и сновидения Научный проект на тему сон биология

Разделы: Начальная школа

Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Интересные, смешные…

I. Введение.

Мама говорит, что я должен во время ложиться спать, хорошо высыпаться и тогда у меня будет хорошее настроение, я буду бодро себя чувствовать, а значит мне легко будет учиться и со всеми делами я успешно справлюсь. Но ведь получается что столько времени уходит на сон… Я бы мог в это время поиграть за компьютером, посмотреть любимые передачи по телевизору, собрать новую машину из конструктора, поиграть с друзьями и много, много чего еще…. А приходится ложиться спать… И каждый раз так неохота засыпать…. А утром, что интересно, когда звенит будильник с трудом открываю глаза и неохота расставаться с любимой подушкой и одеялом…

Мне стало интересно, что же за такое явление “сон”? Именно его я выбрал объектом своей работы. Почему иногда так сложно уснуть, а утром наоборот “открыть глаза”? Сколько времени мне надо, чтобы выспаться? Во сколько надо ложиться спать? Во сколько вставать? А еще, когда мы спим – видим сны…. И порой они такие интересные, смешные…. А иногда страшные… А бабушка говорит, что я расту во сне…И вот я решил провести свое исследование, чтобы прояснить все эти вопросы.

Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека. В ходе исследований мы должны подтвердить гипотезу , что хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность. Задачи работы:

  • узнать, что же происходит с человеком во время сна;
  • определить наилучшее время для сна и его продолжительность;
  • выяснить, как легко засыпать и просыпаться.

II. Основная часть.

1. Сон – дар природы.

Итак, сон…. В электронной энциклопедии Википедия я нашел такое определение “сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым”.

Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса. И, пожалуй, они были правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно переоценить. Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.

Многие ученые изучают данное явление. В разных источниках я нашел много интересного о сне:

1. Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный” и сон “быстрый”: за 6–8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз меняется быстрым – на 10–20 минут и как раз за это время человек и видит сновидения .

2. Ученые проводили опыты и лишали людей возможности видеть сновидения, то есть будили их до наступления быстрого сна и как выяснилось у людей без сновидений появлялись неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности. Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или пищеварение!

3. Во время “медленного” сна высвобождается гормон роста. И существуют даже специальные методики увеличения роста с использованием сна.

4. Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные открытия. Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Сальвадор Дали научился вызывать в полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник вскакивал и зарисовывал увиденное во сне. Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин сочинил последнюю строфу оды “Бог” именно во сне. По мнению ученых, такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.

5. Домашние питомцы тоже видят сны. Наверное, многие замечали, как подергивается во сне кошка или собака. Есть объяснение, что это происходит потому, что ночью одна часть мозга расслабляет мышцы тела, а другая в это же время посылает им команду двигаться. В ответ на это мышцы только обозначают движение. В результате, если во сне собаке снится, как она гонится за кошкой, то ее лапы будут двигаться как бы в беге. Кошка во сне может шипеть и выгибать спину.

6. У летящих аистов каждые десять минут в середину косяка залетает очередная птица и дремлет, лежа на струе воздуха и едва шевеля крыльями.

7. Слоны спят стоя в течение медленной фазы, и ложатся на землю во время быстрой фазы сна.

8. В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. В древнем Китае была казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.

9. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был семнадцатилетний студент Ренди Гарднер. Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда, Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы полностью выспаться.

2. Исследования с моими друзьями.

Я провел свои исследования. Мои друзья Леня и Миша согласились мне помогать.

Исследование № 1: сколько нам нужно спать?

Во-первых, я решил выяснить, сколько нам нужно спать. Существует мнение, что дети от 7 до 12 лет должны спать 9–10 часов. 3 дня мы спали – по 8 часов, потом 3 дня – по 10 часов и 3 дня – по 11 часов. Свое самочувствие мы оценили по 10-ти бальной шкале. И вот что получилось:

Как видно, наилучшее самочувствие, у нас было с 4-ого по 6-ой дни, то есть получается, что нам действительно лучше спать по 10 часов . 8 часов нам мало, а больше 10-ти тоже не идет на пользу. Нужно отметить, что последние 3 дня, когда мы спали по 11 часов, то последний час мне и Мише спать уже совсем не хотелось, и мы просто лежали в кровати.

Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?

Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, я решил выяснить есть ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 8 часов, потом 5 дней – в 9 и 5 дней в 10. Я и мои друзья отметили, что в 8 часов нам было трудно засыпать, а вот в 9 часов мы с Леней быстро отключались после трудовых будней. Хотя Миша отметил, что ему было трудно засыпать и в 9 часов. А когда стали ложиться в 10 часов, то чувствовали усталость и очень хотелось спать после 9 часов. Миша же сказал, что для него 10 часов – наилучшее время для засыпания. Как выяснилось, мы с Леней и раньше ложились спать в 9 часов, а Миша – в 10. И мы сделали вывод, что это зависит от привычек человека, но ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.

3. Засыпаем легко.

Но кроме определенного времени для легкого засыпания, есть и другие рекомендации:

  • не употреблять пищу за 2–3 часа до сна;
  • небольшая прогулка (30 мин.) перед сном;
  • теплая ванна перед сном;
  • проветривание комнаты перед сном;
  • засыпать в полной тишине;
  • спать на животе или левом боку.

Я также проверил некоторые из них. 5 дней я и мои друзья гуляли перед сном, принимали ванну и проветривали комнату. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее.

4. Советы врачей.

А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:

  • постепенно вставать, потягиваясь в кровате минут 10;
  • массаж пальцев и мочек ушей, так как именно на них расположено большое количество нервных окончаний, и организм просыпается при их стимуляции;
  • прохладный, тонизирующий душ;

  • чашка ароматного чая.

А еще я узнал маленькую хитрость…. Оказывается, есть интересное упражнение, которое позволяет побыстрей освободиться из цепких объятий сна. Еще в полусне-полудреме нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку, лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом стопы тянуть на себя).

Мы с друзьями стали опробовать именно это веселое упражнение. Помотав утром “хвостами” чувствуем себя и бодрыми и настроение повышается.

III. Заключение.

На самом деле, сон является наиболее важной составляющей деятельности человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Сон – это не время “вычеркнутое” из активной жизни. Это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.

Интернет-ресурсы.

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Сон
  2. Интересные факты о сне http://www.passion.ru
  3. Интересные факты о сне http://uucyc.ru
  4. Интересные факты о сне http://www.kariguz.ru/articles/a14.html
  5. Интересные факты о сне http://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
  6. Как легко проснуться утром http://www.znaikak.ru/legkostanduputrom.html
  7. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА http://www.shitoryu.narod.ru/shitoryu/bibliotek/index2.htm
  8. Наука сна, или что происходит за закрытыми глазами? http://www.spa.su/rus/content/view/133/746/0/
  9. Про Сон http://www.kariguz.ru/articles/a3.html
  10. Сон ребенка http://www.rusmedserver.ru
  11. Тайны сна http://www.kariguz.ru/articles/a1.html

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем».

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения.

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка.

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований.

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении.

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение).

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие».

Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений.

Тейлор, постулирует основные предположения относительно снов:

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез.

Утраченная гармония между сознанием и бессознательным может быть восстановлена с помощью сновидений. Они приносят воспоминания, инсайты, переживания, пробуждают скрытые качества личности и раскрывают бессознательные элементы в их отношениях.

Благодаря их компенсаторному поведению анализ сновидений открывает новые взгляды и пути выхода из тупика.

В сериях сновидений выделяется феномен, чем-то напоминающий процесс развития внутри личности. Отдельные акты компенсации превращаются в подобие плана, ведущего к одной общей цели, словно шаги на пути развития. Этот процесс спонтанного самовыражения в символике серий сновидений Юнг назвал процессом индивидуации.

Все феномены сна можно разделить на три категории:

1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть.

2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар).

3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии.

Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний.

При работе со сновидениями необходимо также учитывать позицию Фрейда по поводу того, что содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна оно лишь воспроизводится, вспоминается, хотя после пробуждения человек может отрицать принадлежность этого знания своей информированности. То есть человек в сновидении знает нечто, чего не помнит в бодрствующем состоянии.


МОУ «Лицей № 43» (естественно - технический)

ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЯ

Сенин Василий

10 «а» класс

Введение 2

Время сна 2

Функции сна и сновидений 3

Схема обработки сновидений 3

Заключение 5

Список использованной литературы 5

Введение

Сновидения шаманов становились истоком мифологической картины мира, из сновидений пророков возникали новые религии, а сновидения правителей объявлялись причиной изменения формы правления. Феномен сна и сновидений как объект исследования долгое время испытывал недостаток в академической респектабельности. В последние десятилетия ситуация изменилась и изучение культуры при игнорировании изучения такого аспекта человеческого существования как сон не представляется возможным.

В различных гуманитарных науках сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Проводятся многочисленные конференции, посвященные различным аспектам сна и сновидений, появляются сборники работ, посвящённых антропологии сновидений. Выходят в свет монографии о роли сновидений в различных культурах, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. При этом существующие исследования сна и сновидений показывают ограниченную и лишенную целостности картину.

Время сна

Необходимая для человеческого организма длительность ночного сна - зависит и от сезона. Зимой - она должна быть, как минимум, на полчаса длиннее, чем в летнее время года.

Сновидения, в фазе «быстрого сна» (наступает после медленного и перед пробуждением, для подъёма или чтобы "повернуться на другой бок) появляются по индивидуальному биоритму - через каждые 90-100 минут. Это происходит в соответствии с внутри суточной цикличностью изменения (повышения) общей температуры тела и перераспределением крови в теле, ростом кровяного давления, ускорением частоты дыхания и сердечного пульса.

В запоминании сновидений задействована кратковременная память, поэтому - до 90% содержания сна забывается в течении ближайшего получаса, после пробуждения, если только, в процессе вспоминания, эмоционального переживания, упорядочивания и осмысления, его сюжет не будет записан в долговременную память головного мозга.

Естественное снотворное - усталость и/или определённые моменты в 90-минутных циклах индивидуального биоритма организма, когда понижается температура тела.

Достаточный ночной сон способствует похудению (при избыточном весе - его нормализация). В этом случае - ужин не позднее чем за четыре часа до сна. Ночная еда - исключается, можно только - пить чистую воду, в небольшом количестве (для промывки пищевода, исключения обезвоживания и для скорейшего засыпания). Эффект будет заметнее - при высокой физической нагрузке, в течение светового дня.

От частого недосыпа - организм быстрее изнашивается и стареет. Учёные, и не только английские, выяснили, что можно затормозить старение мозга, если стабилизировать свои биоритмы - простым соблюдением режима сна.

Функции сна и сновидений

1. Прогностическая функция сновидений, обусловленная потребностью в прогнозировании будущего (в ситуации невозможности применения рациональных методов) и основанная на приписывании умершим способности знать будущее. Это одна из самых востребованных функций сновидений. В периоды экономической или политической нестабильности, вещим сновидениям политических и религиозных лидеров приписывалось чрезвычайно большое значение. 2. Инновационная функция сновидений является следствием того, что в традиционных сообществах структурообразующие элементы культуры са-крализованы, и любое их изменение является нарушением божественных установлений. При изменении исторических условий, апелляция к откровениям, полученным во сне, позволяет легитимно заменить прежние структуры на новые, явленные через сон. Сновидения, выполняя функцию урегулирования внутрикультурных противоречий, нередко являются единственным средством обеспечения психологического и даже физического выживания сообщества. Внедрение культурных новаций - важнейшая из функций сновидений в традиционных сообществах. Использование сновидений как механизма социально приемлемого внедрения новаций может быть признано своеобразным методом саморауляции консервативных культур. Такой путь внедрения новаций является одним из немногих возможных в традиционном обществе, основа существования которого - связь с предками и поддержание стабильности. 3. Легитимирующая или сакрализующая функция основана на архаической связи сновидений с миром предков и миром божеств, благодаря чему сны становятся средством для санкционированного свыше подтверждения подлинности установлений или претензий на обладание властными полномочиями.

Схема обработки сновидений

1. Первоначальная обработка образов снов происходит тогда, когда сновидец, пытаясь вспомнить и понять образы сна, соединяет элементы памяти о сне в связную структуру. Наиболее значимые, с точки зрения носителя определённой «сновидческой традиции», образы вычленяются, а не представляющие интереса - отбрасываются. Следующим этапом этой стадии обработки является создание связной истории из отобранных и приведённых в элементарные логически связанные блоки образов.

2.Вторичная обработка сновидения происходит при его рассказывании, поскольку сообщение о сне следует принятым в данном культурном окружении нормам, что повлияет на структуру и содержание рассказа о сновидении. Наиболее важные с социальной точки зрения элементы сновидения будут усилены, а менее значимые приглушены, либо опущены. Содержание рассказа о сновидении будет обусловлено и личностью того, кому адресован рассказ.

3.Следующая обработка - истолкование. Сновидение подвергается анализу с помощью инструментария, разработанного для этого данным культурным сообществом. Процесс истолкования, наделяя сновидение определёнными смыслами, может тем самым менять саму структуру сообщения, которая, при последующем пересказе, будет работать на подтверждение этого истолкования.

4.Дальнейшую обработку проходят сновидения, которые в данном сообществе почитаются наиболее значимыми. Такого рода сновидения рассказываются не только сновидцем, но и пересказываются его слушателями. Именно такие сны наиболее часто фиксируются этнографами. Эти сновидения входят в легенды, эпические сказания, исторические хроники, жития святых. При передаче эти сновидения подвергаются наибольшей схематизации, приобретают стандартизированные структуры, образы и истолкования, окончательно лишаются индивидуальных характеристик, становясь культурным продуктом.

Поскольку в определённых условиях предписано стандартных сновидений, то члены данного сообщества заранее готовы увидеть такое сновидение. Тем самым, такого рода значимые сновидения даже на начальной стадии обработки во многом лишаются индивидуальных черт, а припоминание в значительной степени состоит из подведения его под стандартизированные схемы. В итоге мы получаем замкнутую систему, нацеленную на поддержание и сохранении традиции, где сновидение перестаёт быть только индивидуальным психологическим феноменом, и начинает существовать в рамках «культурной модели сновидений».

Вывод

1. В науке сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Семиотический подход к изучению феномена сновидений в текстах культуры наиболее перспективен в методологическом плане для целого ряда гуманитарных наук. Данный подход исходит из посылки, что сны культурно обусловлены, а все наши суждения о сновидениях тотально опосредованы тем культурным языком, которым мы пользуемся. В традиционных сообществах существуют структуры снов, которые зависят от социально передаваемого образца верований, и прекращают появляться, когда это верование теряет поддержку.

Понимание сновидения в традиционном сообществе как одного из способов мышления и, следовательно, один из способов организации знания, а также концепция «культурной модели сновидений», подразумевающая, что люди видят сны в пределах образца, заданного культурой, могут стать методологической основой культурологических проектов изучения сновидения как культурного феномена.

2. Представления о сакральности сновидений, универсальное для большинства традиционных культур имеет основание в понимании состояния сна как пространстве коммуникации с миром мёртвых, претерпевающем следующую эволюцию: мир мёртвых —>мир предков —> мир первопредков —» мир духов —> мир богов. В традиционных сообществах значимость сновидения напрямую соотносится с социальным статусом сновидца. Важность, придаваемая снам носит бинарный характер. С одной стороны, это потребность в пророческих снах (в ситуации невозможности рационального прогнозирования), основанная на приписывании умершим способности знать будущее. С другой стороны, для представителей архаичных культур сновидения несут угрозу, поскольку погружаясь в сон, человек оказывается в зоне контакта между миром живых и мёртвых. По этой причине, как само состояние сна, так и в особенности определённые нормативно закреплённые образы и сюжеты сновидений традиционно считавшиеся опасными, становились объектом специфических ритуалов защиты, количественно превосходящих ритуалы обретения вещих снов, являясь отражением более древних и востребованных представлений.

3. Сновидения в традиционных сообществах обусловлены определённой культурной моделью сновидений, детерминирующей индивидуально-психологический опыт и представляющей собой замкнутую систему, нацеленную на поддержание традиции. Другой сильной стороной этой системы является закреплённая в ней возможность к внедрению новаций на основании культа сновидений, что позволяет отвечать на вызовы времени используя традиционные способы передачи опыта.

4. Понимаемый как средство коммуникации с пространством сакрального, существующий в согласии с предписанной ему культурной моделью, феномен сна и сновидений выполняет в традиционном сообществе ряд значимых культурных функций, таких как (1) прогностическая, (2) инновационная, (3) легитимирующая или сакрализующая функциии.

Заключение

В данном литературном обзоре, с помощью источников информации, я изложил подробную информацию о таком процессе, как сон. В ходе работы, я описал Функции сна и сновидений, схему обработки сновидений и т. д. Время сна не вычеркнуто из жизни, но оказывает определённое влияние на человека в состоянии бодрствования

Список использованной литературы

1. Рабинович, Е. И. «Сновидение как механизм модернизации традиционной культуры»

2. » Искусство толкования снов в древнем Египте»

3. » Сновидение и реликты культа умерших в еврейской народной и элитарной культуре»

4. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

5. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа

6. «Толкование сновидений в социальной и культурной антропологии»

7.Биологические ритмы человека [электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. kakras. ru/doc/bioritm-life-cycle. html.

8. «Пророческие или вещие сны».

9. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения

10. «Состояние сна» Пер. с англ. . - М

Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?»

И я решила узнать о сне больше и посвятила этому свой проект.

Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу : предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и его учебную деятельность.

Цель проекта: выявить параметры здорового сна.

Предмет исследования: параметры здорового сна.

Объект исследования: сон.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать и понять естественные физиологические процессы сна;
  • определить параметры здорового сна;
  • выявить проблемы сна у обучающихся 2 - 4 классов;
  • составить рекомендации для обучающихся 2 - 4 классов о правильной организации сна.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2 - 4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.

Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 респондентов.

Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи. И 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.

Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Подавляющее большинство школьников -«голуби». У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному.

Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание -достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособностии ухудшение качества сна.

Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.

Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали.

Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?

Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.

Исследование показало, что:

  1. Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
  2. Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

  • младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
  • только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
  • требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
  • школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.

Приложение 1. Проект «Зачем нужен сон?»

Приложение 2. Презентация.

Краевое Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение

"Краевой центр образования"

Окружающий мир

Исследовательская работа

Тема: Здоровый сон и сновидения

Григоренко Семён Алексеевич, 4.10 класса

Руководитель:

Орехова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Хабаровск

2018 год

Содержание

Введение

Основная часть

4-8

  1. Что такое сон

  1. Структура сна

4-5

  1. Параметры здорового сна

5-6

  1. Сновидения и их толкование

7-8

Практическая часть

8-11

3.1 Анкетирование одноклассников

8-10

3.2 Самонаблюдение

10-11

3.3 Толкование сновидений по рисункам

Заключение

Список используемых источников

Приложения

14-15

Введение

Каждый день, на всей планете

Ночью спать ложатся дети.

Вместе с ними спят игрушки,

Книжки, зайцы, погремушки.

Только фея сна не спит

Над Землей она летит

Дарит детям сны цветные,

Интересные, смешные…

Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. Мои друзья рассказывают о своих снах: то они супергерои, то они рыцари или принцессы и т.п. Одни говорят, что спят мало и приходят в школу с плохим настроением, другие, что спят достаточно и чувствуют себя бодрыми и активными. Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?

Гипотеза: хороший сон и приятные сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость.