Биологическую основу его составляет взаимодействие трех составных звеньев ("триада Громашевского" ):
1)источника возбудителя инфекции,
2)механизма передачи возбудителя
3)восприимчивого организма (коллектива).
Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.
Механизм передачи возбудителя - это эволюционно сложившийся закономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм человека или животного. (аспирационный, фекально-оральный, контактный, трансмиссивный, вертикальный, артифициальный(искусственный).
Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать инфекционным процессом на внедрение возбудителя. Состояние восприимчивости зависит от большого числа факторов, определяющих как состояние макроорганизма, так и вирулентность и дозу возбудителя.
Возможность возникновения и распространения заболеваемости среди населения зависит от 3-х факторов: биологического, природного и социального.
Природный фактор - это климатические и ландшафтные условия, которые способствуют или препятствуют развитию эпидемического процесса.
14. Учение об эпидемическом процессе. Источник инфекции как необходимая предпосылка возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса. Характеристика источников инфекции. Резервуар инфекции.
Инфекционный процесс - взаимодействие возбудителя и восприимчивого организма (человека или животного), проявляющееся болезнью или носительством возбудителя инфекции.
Источник инфекции - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.
Резервуар инфекции- совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающих его существование в природе. Т.е. это та среда обитания,без которой возбудитель не может существовать как биологический вид.
Различают следующие источники
Эпидемический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.
Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение инфекционных заболеваний, являются предметом изучения специальной наукой - эпидемиологией.
Эпидемический процесс обуславливает непрерывность взаимодействия трех его элементов:
1) источник инфекции;
2) механизмы, пути и факторы передачи;
3) восприимчивость коллектива.
Выключение любого из этих звеньев приво
дит к прерыванию эпидемического процесса.
Первый элемент эпидемического процесса представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя), организм животного и абиотические объекты окружающей среды.
Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником инфекции служат больные животные, но может болеть и человек, - зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. Сапронозы - это болезни, возбудители которых имеют не только позвоночного хозяина, но и место развития, и резервуар неживого происхождения (органические вещества, в том числе пища, почва, растения).
Второй элемент эпидемического процесса составляют механизмы, пути и факторы передачи инфекции. Русским ученым-эпидемиологом Л. В. Громашевским был сформулирован закон соответствия механизма передачи и локализации возбудителя в организме, согласно которому механизмы, пути и факторы передачи инфекции можно представить следующим образом (табл. 8.1).
Третий элемент эпидемического процесса составляет восприимчивость коллектива. Замечено, что если иммунная прослойка в популяции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия и циркуляция возбуди-
теля прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах данной иммунной прослойки путем проведения вакцинации против соответствующих возбудителей.
В соответствии с этим противоэпидемические мероприятия, проводимые в коллективе, могут быть направлены на различные звенья эпидемического процесса. Мероприятия 1-й группы направлены на источник инфекции, мероприятия 2-й группы - на разрыв механизмов и путей передачи, мероприятия 3-й группы - на восприимчивый коллектив.
К мероприятиям 1-й группы относится комплекс мер, направленных на ликвидацию источника инфекции: больных необходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей - выявлять, ставить на учет и санировать; больных животных, как правило, уничтожают.
Мероприятия 2-й группы, направленные на разрыв механизмов и путей передачи, включают в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пунктов (например, централизованное водоснабжение и канализация), разукрупнение организованных коллективов, карантинные мероприятия, санитарный надзор за объектами пищевой промышленности и общепита, соблюдение правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации в больничных учреждениях и др. Это наиболее трудоемкие и, к сожалению, наименее эффективные мероприятия, особенно при инфекциях, характеризующихся множественностью механизмов, путей и факторов передачи, как, например, зоонозные или внутрибольничные инфекции (ВБИ).
Мероприятия 3-й группы, направленные на восприимчивый коллектив, включают в себя, если это возможно, мероприятия по созданию искусственного приобретенного иммунитета- активного (путем проведения вакцинации) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов). При отсутствии в арсенале врача специфических профилактических иммунобиологических препаратов мероприятия 3-й группы сводятся к санитарно-просве-тительной работе среди населения.
В соответствии с вышеизложенным, инфекции можно подразделить на управляемые,
при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакцинация), и неуправляемые, при которых такие меры отсутствуют. Поэтому конечной целью эпидемиологии по борьбе с управляемыми инфекциями является их ликвидация в глобальном, мировом масштабе. К 1980 г. усилиями мирового сообщества, координируемыми ВОЗ, удалось ликвидировать особо опасную инфекцию - натуральную оспу. В ближайших планах ВОЗ - ликвидация ряда других управляемых инфекций, таких как полиомиелит, корь и др.
Интенсивность эпидемического процесса выражается в интенсивных показателях заболеваемости (смертности): количество заболевших (умерших) на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интенсивности эпидемического процесса:
Спорадическая заболеваемость - это обычный уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;
Эпидемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени,
резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;
Пандемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень обычных эпидемий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона и заболеваемость обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географических рамках, например пандемия сыпного тифа в период Гражданской войны в России (1918-1922 гг.), которая не вышла за границы России.
Эндемия не характеризует интенсивность эпидемического процесса, она включает в себя относительную частоту заболеваемости данной нозологической формой на данной географической территории. Различают эндемию природно-очаговую, связанную с природными условиями и ареалом распространения в природе резервуаров инфекции и переносчиков (например, природные очаги чумы), и эндемию статическую, обусловленную комплексом климатогеографических и социально-
экономических факторов (например, холера в Индии и Бангладеш).
В соответствии с распространенностью инфекционные болезни можно разделить на:
1. Кризисные - заболеваемость свыше
100 случаев на 100 000 населения, например
СПИД.
2. Массовые - заболеваемость 100 случаев на 100 000 населения, например острые респираторные заболевания (ОРЗ), острая кишечная инфекция (ОКИ), гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ).
3. Распространенные управляемые - заболеваемость менее 20 случаев на 100 000 населения, например газовая гангрена, псевдотуберкулез.
5. Спорадические - единичные случаи на 100 000 населения, например сыпной тиф.
8.8.1. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней
С учетом изложенных выше особенностей эпидемического процесса разработана современная эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней человека (табл. 8.2).
Первичное эколого-эпидемиологическое разделение всех инфекционных болезней человека должно учитывать в своей основе главную среду обитания (резервуар) возбудителя в природе, с которой так или иначе связано заражение человека. Существуют три главные специфические среды обитания возбудителя: организм человека (антропонозы), организм животного (зоонозы), внешняя среда (сапро-нозы). Сочетание двух резервуаров возбудителя свойственно переходным формам. При антропонозах человек - единственный резервуар возбудителя в природе и источник заражения. Во главу угла классификации здесь ставится характер взаимоотношений возбудителя с организмом человека (локализация) либо с человеческой популяцией (механизм передачи). При более детальной классификации антропонозов придерживаются общепринятого деления на кишечные, кровяные, респираторные, наружных покровов и «вертикальные» (от матери плоду).
Принципиально другая картина наблюдается у инфекций, возбудители которых имеют
внечеловеческие резервуары в природе. При этих инфекциях локализация возбудителя в организме человека или механизм его передачи от человека человеку есть вовсе не причина, а следствие процессов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность патогенного микроба.
При зоонозах основным резервуаром возбудителя в природе служат животные, преимущественно млекопитающие, и членистоногие. Именно они обеспечивают существование возбудителя как биологического вида и вызывают эпизодическое заражение человека, тогда как роль человека биологически недетерминирована и несущественна для паразита. Зоонозы делятся на две эколого-эпи-демиологические группы: болезни домашних (сельскохозяйственных, пушных, домашних) и синантропных (в основном грызуны) животных; болезни диких животных.
При сапронозах основной резервуар возбудителя - субстраты внешней среды (почва, вода и др.), которые способны сами по себе обеспечить устойчивое его существование в природе. Для возбудителей типичных сап-ронозов внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителя. Другие сапронозы представляют длинный и плавный переход к зоонозным инфекциям, в ходе которых постепенно возрастает роль животных как резервуара возбудителя. Их называют сапрозоонозами.
Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Человек и теплокровные животные являются биологическим «тупиком» для возбудителя, поэтому закономерной цепной передачи его от особи к особи не существует. Эпидемический процесс носит качественно иной - веерообразный - характер, будучи представлен независимыми заражениями людей от общего резервуара - субстратов внешней среды. С эпидемиологических позиций сапронозы подразделяются по природным резервуарам на почвенные и водные.
«Чистые» сапронозы - природно-очаго-вые заболевания: их возбудители являются компонентами естественных наземных или водных экосистем. Доказано автономное существование легионелл в природных водо-
Таблица 8.2. Эколого- | эпидемиологаческая классификация инфек | ционных болезней | |
Классы инфекционных б - Антропонозы | _ Группы внутри классов Кишечные Респираторные Кровяные Наружных покровов « Вертикальные» | Основной резерву- , г ар возбудителя Человек | „ Репрезентативные оолезни Брюшной тиф. гепатит А, полиомиелит, корь, краснуха, дифте-рия, паротит, ветряная оспа, сыпной тиф, возвратный тиф вшивый, сифилис, гонорея и др. |
Зоонозы | Домашних и синантроп-ных животных Диких животных (при- родно-очаговые) | м"™,., . животные | Бруцеллез, ящур, Ку-лихорадка. орнитоз, трихофития и др. Туляремия, клещевой риккетсиоз, клещевые боррелиозы. арбовирус- ные инфекции, обезьянья оспа, бешенство, лихорадка Ласа и др. |
Почвенные | Почва | Клостридиозы, актиномикоз, ас-пергиллез, гистоплазмоз, бласто-микоз, кокцидиоидомикоз и др. | |
Сапронозы | Водные Зоофильные (сапрозоо-нозы) | _ Вода „ Внешняя среда + животные | Легионеллез, холера, мелиоидоз. Т1АГ, НАГ-инфекция и др. Сибирская язва, лептоспирозы. , иерсинеозы, листериоз, столбняк и др. |
емах; клостридий и грибов - возбудителей глубоких микозов в почве.
S.8.2. Понятие о конвенционных I карантинных) и особо опасных инфекциях
Настоящее время характеризуется бурным ростом международных связей. Активации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует развитие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения шфекционных болезней путем установления газного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по
предупреждению распространения карантинных инфекций позволил прийти к принципиальному выводу: без наличия быстрой и централизованной системы обмена эпидемиологической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответствующие меры национальной и международной безопасности.
Конвенционная (карантинная) болезнь - это болезнь, система информации и меры профилактики которой обусловлены международными соглашениями (конвенцией).
1 октября 1952 г. вступили в действие Международные медико-санитарные правила, которые касались чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы. Основная цель этих Правил заключалась в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают национальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении карантинных болезней и регулярно сообщать об эпидемиологической ситуации в стране. В свою очередь, на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой информации.
При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в силу, согласно Правилам, следующая система:
1) страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;
2) ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;
3) страны мира, получив информацию, принимают решение относительно проведения каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;
4) ВОЗ обрабатывает полученную информацию и направляет ее всем странам мира.
Аналогичным образом осуществляется обмен информацией после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации является еженедельный эпидемиологический бюллетень «Weekly epidemiology review» (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распространяется дневная сводка по карантинным болезням.
Наиболее эффективный контроль за международным распространением инфекционных болезней может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидемиологического надзора, направленного, с одной стороны, на выявление и уменьшение
ЧаСТЬ II.
ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ
NEW SUBJECT
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВЭ (каф. ИНФЕКЦИОНН.БОЛЕЗ.С ЭПИДЕМ)
Эпидемиология
Эпидемический процесс
?Эпидемиология инфекционных болезней как наука изучает…
Закономерности возникновения и распространения различных по своей природе массовых нарушений состояния здоровья населения.
Принципы и формы организации противоэпидемической работы.
Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей и разрабатывает способы профилактики, борьбы и ликвидации этих болезней.
Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей и разрабатывает способы профилактики, борьбы и ликвидации этих болезней.
?Эпидемический процесс - это…
Распространение инфекционных болезней среди растений
Распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков
Распространение инфекционных болезней в популяции людей
Состояние зараженности организма человека или животного
?Проявления эпидемического процесса - это…
Болезнь в острой форме
Болезнь в хронической форме
Носительство
Спорадический тип заболеваемости
Эпидемический тип заболеваемости
?Термин «спорадическая заболеваемость» означает…
Заболевания людей инфекционной болезнью, необычной для данной территории
Групповые заболевания людей инфекционной болезнью
Единичные заболевания людей инфекционной болезнью
Эпидемический тип заболеваемости - это…
Единичные заболевания людей инфекционной болезнью
Групповые заболевания людей инфекционной болезнью
Массовые заболевания людей инфекционной болезнью, значительно превышающие уровень спорадической заболеваемости данной болезнью на определенной территории
Массовые заболевания инфекционной болезнью, значительно превышающие уровень заболеваемости, характерный для данной болезни, на больших территориях, включая станы, материки, континенты
Эпидемический процесс рассматривается как «вспышка», «эпидемия», «пандемия», «спорадическая заболеваемость» в зависимости от…
Тяжести течения болезни
Скорости распространения заболеваний
Числа больных людей
?Проявления инфекционного процесса - это…
Болезнь
Носительство
Эпидемия гриппа в стране
Вспышка инфекционной болезни среди грызунов
?В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?
При массовой заболеваемости людей гриппом
При обнаружении малярийных плазмодиев у комаров
При единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города
При отитах и лимфаденитах у реконвалесцентов после скарлатины
При единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц
Среди перечисленных ситуаций выберите проявления эпидемического процесса
Вспышка краснухи среди детей младшей группы детского сада
Псевдотуберкулез диагностирован у доярки
Среди жителей поселка зарегистрированы единичные случаи холеры
В школе среди детей начальных классов выявлены единичные случаи носительства токсигенных дифтерийных бактерий
У больного с первоначальным диагнозом «пневмония» диагностирован легионеллез
На ферме у коров зарегистрировано несколько случаев бруцеллеза
У заболевшей лошади диагностирован ящур
В школе-интернате вспышка скарлатины среди детей начальных классов
На свиноводческой ферме среди животных выявлены заболевшие лептоспирозом
Вспышка туляремии отмечена среди полевых мышей
В каких случаях рассматриваемое явление можно трактовать как инфекционный процесс?
Вспышка иерсиниоза среди мышей и крыс
Наличие носителей менингококков в коллективе рабочих завода
Поражение слизистой оболоски кишечника при дизентерии
Артриты у больных бруцеллезом
Единичные заболевания орнитозом среди жителей города
?Экзотические инфекции - это…
Инфекционные болезни, несвойственные данной местности
Инфекционные болезни, свойственные данной местности
Инфекционные вирусные болезни, распространяемые членистоногими
?Термины «эндемия», «эндемичность болезни» означают…
Длительное сохранение возбудителей в почве, воде
Зараженность возбудителями живых переносчиков
Постоянное наличие на данной территории инфекционной болезни, характерной для этой местности, в связи с имеющимися в ней природными и социальными условиями, необходимыми для поддержания эпидемического процесса
Распространение на территории инфекционных болезней среди диких животных
Энзоотия - это…
Заболеваемость животных, свойственная данной местности
Распространение инфекционных болезней среди животных
Заболеваемость людей, свойственная данной местности
?Звенья эпидемиче6ского процесса - это…
Возбудители инфекционных болезней
Источник возбудителя инфекции
Механизм передачи возбудителя
Вода, воздух, почва, пища, предметы быта и производства, живые переносчики
Восприимчивый организм (коллектив)
?Источник возбудителя инфекции - это…
Любые объекты, на которых обнаружен возбудитель
Живой зараженный организм человека или животного
Любая среда, в которой возбудитель сохраняется длительный срок
Переносчики, в которых возбудитель сохраняется и размножается
?Источником инфекции при антропонозах являются…
Зараженные люди
Зараженные животные
Зараженные переносчики
Зараженные объекты окружающей среды
Резервуар возбудителя инфекции - это…
Зараженные биотические и абиотические объекты (живые и неживые), являющиеся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающие существование его в природе
Зараженный организм человека или животного, являющиеся естественной средой обитания
Возбудителя и обеспечивающий существование его в природе
Из предложенного списка выберите потенциальные источники инфекции
Больные люди
Бактерионосители
?Кто представляет большую опасность как источник инфекции?
Больные с тяжелым течением болезни
Больные с легким течением болезни
Транзиторные бактерионосители
Хронические бактерионосители
?В какие периоды инфекционной болезни больной человек опасен для окружающих?
В течение всего периода инкубации
В последние дни инкубационного периода
В продромальный период
В период разгара болезни
Реальная опасность источников инфекции зависит от…
Клинической формы болезни
Возраста
Профессии
?Источниками инфекции для человека могут быть…
Домашние животные (кошки, собаки и др.)
Сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот, козы, овцы, лошади, свиньи и др.)
Дикие животные (волки, лисицы, зайцы, мышевидные грызуны и др.)
Синантропные грызуны (крысы, мыши)
Верно все
Из предложенного списка выберите зоонозы…
Сальмонеллез
Легионеллез
Псевдотуберкулез
Шигиллез
Зоонозы, при которых человек может стать источником возбудителя инфекции…
Бруцеллез
Иерсиниоз
Энцефалит клещевой
Сальмонеллез
Зоонозы, при которых источниками инфекций могут быть только животные (облигатные зоонозы)…
Болезнь Лайма (клещевой системный боррелиоз)
Туляремия
Бруцеллез
Псевдотуберкулез
Кампилобактериоз
Вы уточняете эпидемиологический анамнез больного. При каких инфекциях следует выяснять возможность контакта с животными?
Паратиф А
Лептоспироз
Туляремия
Болезни, при которых птицы могут быть источниками инфекции…
Сальмонеллез
Орнитоз
Эшерихиоз
Клещевой энцефалит
Бешенство
Инфекционные болезни, при которых синантропные грызуны могут быть источниками инфекции…
Иерсиниоз
Легионеллез
Сальмонеллез
Клещевой энцефалит
Туляремия
Сапронозами называют болезни, при которых…
Не установлен источник инфекции
Возбудители образуют споры
Возбудители неприхотливы и размножаются в воде, почве, на поверхности разных объектов
Возбудители сохраняются в переносчиках
Из предложенного списка выберите сапронозы…
Эшерихиоз
Синегнойная инфекция (псевдомоноз)
Легионеллез
Пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококками
Пищевая токсикоинфекция, вызванная Bacillus cereus
?Своеобразие механизма передачи возбудителя определяется…
Тяжестью течения инфекционной болезни
Локализацией возбудителя в зараженном организме
Поведением и условиями жизни источников инфекции
Из предложенного перечня выберите естественные варианты механизма передачи возбудителя
Трансмиссивный
Фекально-оральный
Верно все
Аспирационный (воздушно-капельный, аэрозольный)
Вертикальный
?Аспирационный механизм передачи реализуется путями
Воздушно-капельным
Воздушно-пылевым
Через живых переносчиков
Укажите инфекционные болезни с аспирационным механизмом передачи
Токсоплазмоз
Вирусный гепатит А
Скарлатина
Ветряная оспа
Трансмиссивный механизм передачи возбудителя означает распространение их…
Воздухом
Живыми переносчиками
Предметами окружающей среды
Трансмиссивный механизм передачи имеют следующие инфекционные болезни
Бешенство (гидрофобия)
Лептоспироз
Клещевой энцефалит
Туляремия
Укажите инфекции, имеющие контактный механизм передачи возбудителя
Ветряная оспа
Менингококковая инфекция
Бешенство (гидрофобия)
Вирусный гепатит Е
?Фекально-оральный механизм передачи реализуется…
Через воду
Через продукты питания
Через предметы окружающей среды
Фекально-оральный механизм передачи реализуется при следующих инфекционных болезнях
Дизентерия
Вирусный гепатит А
Трихофития
Сальмонеллез
Сыпной тиф
Вертикальный механизм означает, что возбудитель передается…
Из зараженной почвы
Через зараженные овощи
Через пыль в жилище
От матери плоду
Вертикальный механизм передачи свойствен следующим инфекционным болезням…
Краснуха
Малярия
Инфекция ВИЧ
Ветряная оспа
Искусственный (артифициальный) способ заражения возбудителя возможен…
В лабораториях
В процедурных кабинетах
В домашних условиях
?Восприимчивость организма означает…
Обязательное возникновение болезни у инфицированных
Обязательное развитие какой-либо формы инфекционного процесса после инфицирования
Из предложенного списка выберите факторы, влияющие на восприимчивость организма к возбудителям инфекционных болезней
Возраст
Сопутствующие соматические заболевания
Полноценное питание
В предлагаемом перечне выберите источник возбудителя дифтерии
Больной дифтерией
Носовой платок больного дифтерией
Культура токсигенных коринебактерий дифтерии
Воздух палаты, где находятся больные дифтерией
Выберите источник инфекции при сыпном тифе
Больной сыпным тифом
Испражнения больного
Укажите возможные источники сальмонеллезной инфекции
Крупный рогатый скот
Яйца кур, уток
Куры, утки
Укажите факторы передачи возбудителя туляремии
Водяные крысы
Больные люди
Кракодилы
При гриппе источниками инфекции являются…
Больные люди
Носовые платки, маски и другие вещи, которыми пользовался больной
Выделения из носа больного
Воздух палаты
Кислородная подушка
?Источники инфекции при брюшном тифе
Испражнения больного
Водоем, в котором обнаружены брюшнотифозные бактерии
Живая культура брюшнотифозных бактерий
Больной брюшным тифом
Бактерионоситель S.typhi
Укажите, в каких случаях возможно дальнейшее развитие эпидемического процесса
Больной хроническим бруцеллезом находится в терапевтическом отделении
Больной легкой формой коклюша посещает школу
У ребенка, госпитализированного в терапевтическое отделение, выделены яйца аскарид
Лечение больного туляремией проводят амбулаторно
У воспитательницы детского сада в носоглотке обнаружены менингококки
Что входит в понятие «социальные факторы эпидемического процесса»?
Гидрогеологическая характеристика территории
Миграция населения
Состояние жилого фонда
Доступность медицинской помощи
?«Природные факторы» эпидемического процесса - это…
Флора и фауна
Наличие и содержание дошкольных детских учреждений
Стихийные бедствия
Какие обстоятельства могут способствовать увеличению заболеваемости антропонозами?
Транспортные связи
Массовые зрелищные мероприятия
Автоматизация промышленных процессов
Что может влиять на заболеваемость зоонозами среди людей?
Очистка городов от бытового мусора
Животноводческие комплексы и птицефабрики
Охота, рыбная ловля
Купание в открытых водоемах
Все верно
Какие проявления научно-технического прогресса, цивилизации могут способствовать росту сапронозов?
Использование компьютеров
Использование кондиционеров
Межгосударственные и межрегиональные торговля и перевозки
Строительство подземных сооружений
Периодичность эпидемического процесса - это…
Количественный показатель, отражающий уровень (частоту) регистрации болезни среди населения в целом или в отдельных возрастных, половых, профессиональных и других группах
Закономерно повторяющиеся в определенные месяцы (сезоны) года подъемы заболеваемости
Время, в течение которого возбудитель может выделяться из зараженного организма
Закономерно повторяющиеся через определенные промежутки времени (год, несколько лет) подъемы и спады заболеваемости
Закономерно повторяющиеся через определенные промежутки времени (год, несколько лет) подъемы и спады заболеваемости
В развитии эпидемического процесса приоритет имеют…
Социальные факторы
Природные факторы
В равной мере социальные и природные факторы
Противоэпидемические мероприятия
?Эпидемический очаг включает в себя…
Только комнату в жилище или палату, где находится больной
Всю территорию, в пределах которой возможно распространение возбудителя инфекции в данной конкретной обстановке
?Границы эпидемического очага определяет…
Любой врач, установивший диагноз инфекционной болезни
Лечащий врач (участковый терапевт, педиатр)
Врач - эпидемиолог
?Как долго сохраняется эпидемический очаг?
До момента госпитализации больного
До проведения заключительной дезинфекции в очаге
В течение срока максимальной инкубации у лиц, общавшихся с больным
До выздоровления больного, если он получал лечение амбулаторно
Работу в эпидемическом очаге организует и выполняет следующий медицинский персонал
Терапевт поликлиники
Врач-эпидемиолог
Персонал дезинфекционной службы
Все верно
Врач, заподозривший инфекционную болезнь, обязан
Выяснить эпидемиологический анамнез
Организовать текущую дезинфекцию в очаге
Отправить «Экстренное извещение» в территориальный центр санитарно-эпидемиологического надзора
Выявить контактных лиц
Эпидемиологический анамнез выясняют…
Лечащие врачи у больного
Врачи-эпидемиологи у больного
Врачи-эпидемиологи у лиц, общавшихся с больным
Врачи-бактериологи при выполнении бактериологических и серологических исследований
?«Экстренное извещение» следует отправлять…
Только после бактериологического подтверждения диагноза
После консультации с врачом-инфекционистом
Немедленно при подозрении на инфекционную болезнь
Не позднее 12 ч. с момента выявления больного
Эпидемиологическое обследование очага имеет целью…
Уточнение диагноза у больного
Выявление лиц, общавшихся с больным
Определение фактора или пути передачи возбудителя инфекции
Выявление источника возбудителя инфекции
?Госпитализация инфекционных больных проводится…
Во всех случаях установления диагноза инфекционной болезни
По клиническим показаниям
По эпидемиологическим показаниям
Обязательно при экзотических и конвенционных болезнях
?Укажите, куда следует поместить инфекционного больного
В бокс инфекционного отделения больницы
В палату инфекционной больницы
В терапевтический стационар
Оставить дома по просьбе больного и родных
Из предложенного списка выберите меры, выполняемые в очаге в отношении источников инфекции
Госпитализация больного
Санация бактерионосителя
Уничтожение членистоногих
Кипячение питьевой воды
Лечение или уничтожение больных животных
Выберите меры, выполняемые в очаге для устранения путей передачи возбудителей инфекционных болезней
Вакцинация детей
Уничтожение домовых мышей, крыс
Уничтожение мух
Стерилизация медицинского инструментария
Дезинфекция в квартире больного
Эпидемиологический надзор включает…
Регистрацию возникших инфекционных болезней
Изучение биологических свойств выделяемых культур возбудителей
Анализ инфекционной заболеваемости по возрасту, полу, профессии, территории и другим признакам
Анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий
Эпидемический процесс- это процесс передачи разного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена.
1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),
2. Факторы передачи возбудителя,
3. Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.
Источники инфекции:
1. Человек. Инфекционные болезни, которые поражают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.
2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зооно- 11,| (от греч. zoos - животные), при которых источни- |, ом инфекции служат различные виды домашних н диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.
Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).
Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:
1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума туляремия);
2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;
3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции глисты и др.;
4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;
5. Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям;
6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи кишечные инфекции и глисты; комары - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;
7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.
Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распространения, обширностью территории эпидемии и массовостью охвата заболеванием населения.
Варианты развития эпидемического процесса:
1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).
2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).
3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).
4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории,охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).
5. Пандемия. Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).
Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое- либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией . Как правило, - это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболевании было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А.А. Смородинцеву.
Эпидемический очаг. Объект или территория где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.
Элементы эпидемического очага:
1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;
2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания ставятся источником распространения инфекции;
3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.);
4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала восприимчивым людям;
5. Факторы окружающей среды, особенно в загородных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользования и продовольственного обеспечения, наличие грызунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);
6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителями, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.
Все перечисленные элементы эпидемического очаги отражают три основных звена эпидемического промесса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.
Не все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «расползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.
Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз.
1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,
2) пребывание возбудителя во внешней среде,
3) внедрение возбудителя в новый организм.
При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь, капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой пуль распространения инфекции, когда возбудители с потокамивоздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.
Фекально-оральный механизм заражения отличается ем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).
Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).
Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные заболевания и болезни, передающиеся половым путем - БППП).
Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например детские инфекции (коклюш).
Первой необходимой предпосылкой развития эпидемического процесса признано наличие источника инфекции.
Источник инфекции в эпидемиологии инфекционных болезней - живой зараженный организм, который служит естественной средой (резервуаром) для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду.
Болезни, при которых люди становятся источником инфекции, называют антропонозами. Значительную эпидемиологическую опасность из всех вариантов источников инфекции при антропонозах представляют больные, у которых инфекционный процесс протекает в легкой и атипичной (стертой, абортивной) форме, а также в виде носительства возбудителя. При некоторых болезнях им принадлежит главная роль в поддержании эпидемического процесса.
Таким образом, состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в зависимости от клинического варианта и формы течения болезни и периода инфекционного процесса (схема и табл.).
Схема. Характеристика резервуара (источника) возбудителя инфекции
Таблица. Периоды заразности человека при некоторых нозологических формах инфекционной болезни
Примечания: (-) больной не заразен; (±) может быть заразным, но это наблюдается непостоянно; (+), (++), (+++) больной заразен, степень заразности соответствует количеству крестов.
Под периодом заразности (заразительности) понимают временной интервал, в течение которого источник инфекции выделяет возбудителя во внешнюю среду. Например, больные вирусным гепатитом А уже в конце инкубационного периода чрезвычайно опасны как источники инфекции; при кори заразительность наиболее выражена в последний день инкубационного периода и в продроме. При большинстве инфекционных болезней наибольшая опасность заражения существует в разгаре болезни. Особенность этого периода - наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих интенсивному выделению возбудителя в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции, например при брюшном тифе и паратифах.
Носители возбудителя - практически здоровые люди, что определяет их особую эпидемическую опасность для окружающих. Эпидемиологическая значимость носителей зависит от длительности и массивности выделения возбудителя. Бактерионосительство может сохраняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно называется острым (до 3 мес, например, после перенесенного шигеллеза, брюшного тифа, паратифов, дифтерии и др.) или хроническим (от 3 мес до нескольких десятков лет, например, после перенесенного брюшного тифа). Носительство возможно у ранее привитых или переболевших, т.е. имеющих специфический иммунитет - здоровое носительство (например, дифтерия, коклюш и др.). Наименьшую опасность как источник инфекции представляют транзиторные носители, у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.
Потенциальная опасность источников инфекции реализуется в конкретной обстановке. Это зависит от выраженности и длительности клинических проявлений болезни, санитарной культуры и поведения больного или бактерионосителя, условий его жизни и работы. Так, благоустроенное жилище или отсутствие канализации и водопровода, работа с детьми, на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания, скученность людей в закрытых помещениях, пользование городским транспортом и другие условия создают неодинаковые возможности распространения инфекционных болезней.
Болезни, при которых источником инфекции выступают животные, называют зоонозами. Группа зоонозных инфекций обширна. Источниками инфекции могут быть как больные животные, так и носители возбудителя. Распространение болезней среди животных - эпизоотический процесс, он может носить характер как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Заболеваемость животных, свойственную данной местности, называют энзоотической, или энзоотией.
Таблица Характеристика техногенно-экологических ниш сапронозов
Условия существования возбудителя | Пути циркуляции, этиологический спектр инфекционных болезней |
Системы водоснабжения, кондиционирования воздуха, вентиляции, охлаждения вод (бытовых и промышленных) | Заражение людей осуществляется водным и аэрозольным путем (легионеллы, ряд возбудителей кишечных инфекций, псевдомонады и др.) |
Системы тепличных хозяйств; централизованного хранения (овощехранилища) и переработки продуктов; общественного питания (холодильные, морозильные камеры) | Заражение людей происходит пищевым путем в результате накопления возбудителя как в самих пищевых продуктах, так и на оборудовании (иерсиниозы, листериозы и др.) |
Системы замкнутого жизнеобеспечения человека | Подводные лодки, бункеры ракетных установок, космические корабли и их земные аналоги (тренажеры), где создаются совершенно особые условия циркуляции возбудителя |
Таким образом, совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающих его существование в природе, называют резервуаром возбудителя.
Вторая необходимая предпосылка для возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса - механизм передачи. Учение о механизме передачи возбудителя инфекционной болезни было разработано Л.В. Громашевским в 40-х годах ХХ в. Механизм передачи включает последовательную смену трех фаз (стадий) (схема 3). Выработанное возбудителем свойство выделяться из организма зараженного хозяина и переход его в другой (восприимчивый) организм необходимо для сохранения возбудителя как биологического вида.
Схема.
Механизм передачи возбудителя - эволюционно сложившийся закономерный способ перемещения возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм человека или животного.
Локализация возбудителя в организме хозяина и специфика проявлений инфекционного процесса определили несколько типов механизма передачи возбудителя от источника инфекции к восприимчивым лицам. Каждый из них реализуется благодаря конкретным путям, которые включают разнообразные факторы передачи, непосредственно участвующие в переносе возбудителя от источника к восприимчивым организмам.
Аспирационный механизм передачи реализуется двумя путями: воздушно-капельным - при нестойких во внешней среде микроорганизмах (таких, как менингококк, вирус кори и др.) и воздушно-пылевым - при устойчивых, сохраняющих жизнеспособность длительный срок, например, микобактерии туберкулеза (рис.). Возбудители, выделяясь в окружающую среду при кашле, чиханье, иногда разговоре и дыхании, быстро проникают в дыхательные пути лиц, окружающих источник инфекции (схема 4).
Рис. Образование бактериального аэрозоля (по Г.И. Карпухину)
Схема. Аспирационный механизм передачи возбудителя при инфекциях дыхательных путей
Фекально-оральный механизм передачи един для группы кишечных инфекций, возбудители которых находятся в пищеварительном тракте людей. Путь возбудителей, выделенных с фекалиями больного или носителя, до рта восприимчивого человека может быть длинным (схема).
Схема. Фекально-оральный механизм передачи при кишечных антропонозах
Значительная доля заражений приходится на инфицированную воду, в которой купаются, моют посуду и пьют.
Пищевые продукты, зараженные грязными руками или водой, поразному выполняют функцию факторов передачи. Одни из них (молоко, мясной бульон или фарш) могут оказаться хорошей средой для размножения и накопления микроорганизмов, что определяет вспышечную заболеваемость и тяжелые формы болезни. В других случаях (овощи, хлеб) микроорганизмы лишь сохраняют жизнеспособность.
Контаминирование пищевых продуктов возбудителями кишечных инфекций может происходить как при приготовлении тех или иных блюд, так и на этапе их реализации. Особо следует выделить возможность заражения продуктов питания возбудителями кишечных инфекций во время их переработки (молокозаводы, мясокомбинаты и др.).
При плохой санитарной обработке, когда испражнения больных доступны мухам, они могут стать механическими переносчиками возбудителя.
В теплый сезон года в средних широтах активизируется так называемый «мушиный фактор» - механический перенос возбудителей кишечных инфекций. Объективный анализ значения «мушиного фактора» показал следующие особенности:
Мухи не являются биологическими хозяевами возбудителей кишечных инфекций;
Мухи-копрофилы за счет челночных перемещений могут на лапках и брюшке механически перенести возбудителей кишечных инфекций на пищевые продукты, но количество возбудителя при этом не может быть значительным;
Обилие мух может привести к тому, что механический перенос возбудителей на пищевые продукты может приобрести эпидемическое значение;
Активность мух детерминирована природными и социальными факторами.
Таким образом, при высокой плотности мушиной популяции роль мух в переносе возбудителей кишечных инфекций имеет определенное значение, но в условиях средних широт и при малом числе мух в любых климатических зонах их значение в распространении кишечных инфекций ничтожно мало.
Попав тем или иным способом на (в) продукт питания, возбудитель может некоторое время сохраняться в нем, что зависит, с одной стороны, от физико-химических характеристик продукта, температуры его хранения, а с другой - от свойств (устойчивости) самого возбудителя во внешней среде. Как правило, при хранении продукта питания происходит понижение концентрации возбудителя, а затем и его гибель. Тем не менее если продукт питания представляет собой благоприятную среду для размножения возбудителя, обладающего достаточной ферментативной активностью, то при хранении готовой продукции возможно накопление возбудителя при определенных температурных условиях. Это касается только бактериальных кишечных инфекций, вирусы в продукте питания могут только сохраняться, но не размножаться.
При низкой санитарной культуре населения в сочетании с плохими санитарно-бытовыми условиями возможен контактно-бытовой (бытовой) путь передачи возбудителя с помощью таких предметов, как игрушки, полотенца, посуда и др.
Таким образом, при фекально-оральном механизме по конечному фактору выделяют три пути передачи возбудителя - водный, пищевой, бытовой.
Трансмиссивный механизм передачи реализуется с помощью кровососущих переносчиков (членистоногих) при болезнях, возбудители которых находятся в кровяном русле (схема).
Схема. Трансмиссивный механизм передачи возбудителя при кровяных инфекциях
Заражение восприимчивых лиц возможно только с помощью переносчиков - вшей, блох, комаров, москитов, клещей и других кровососущих, в организме которых происходит размножение, накопление или половой цикл развития возбудителя. В процессе эволюции инфекционных болезней сформировались определенные взаимоотношения возбудителя и переносчика, определенный тип выделения их из организма переносчика: риккетсии - при дефекации вши, чумные бактерии - при срыгивании блохи и др. Неодинаковая активность переносчиков в разные сезоны года влияет на уровень заражаемости и заболеваемости людей кровяными инфекциями.
Контактный механизм передачи возможен при непосредственном соприкосновении с поверхностью кожи, слизистых оболочек зараженного и восприимчивого организмов, сопровождающемся внедрением возбудителя - прямой контакт (венерические болезни, микозы) или посредством предметов, контаминированных возбудителем, - непрямой контакт (схема).
Схема. Контактный механизм передачи возбудителя при инфекциях наружных покровов
Описанные механизмы передачи возбудителя (аспирационный, фекально-оральный, трансмиссивный, контактный) относят к естественным типам горизонтального распространения инфекционных болезней среди людей и животных.
Механизм развития эпидемического процесса антропонозов, зоонозов и сапронозов при реализации естественных механизмов передачи возбудителей различен. При антропонозах эпидемический процесс представляет собой непрерывную цепь заражений, т.е. последовательно возникающих одно из другого инфекционных состояний людей (эстафетный тип развития эпидемического процесса).
При зоонозах возбудитель циркулирует в природе среди животных, обеспечивая непрерывность эпизоотического процесса. Заболевание человека зоонозной инфекционной болезнью происходит вследствие заражения от больного животного непосредственно или с участием факторов передачи - абиотических объектов окружающей среды или живых переносчиков. Зараженный человек, как правило, не является источником инфекции, а заболевания людей обычно не обеспечивают последующей циркуляции возбудителя ни среди людей, ни среди животных, т.е. организм человека - «биологический тупик» для возбудителя. Возникновение вспышки зоонозной инфекции среди людей или одновременного заболевания нескольких человек связано не с последовательной, а с веерной передачей возбудителя от зараженного животного (веерный тип развития эпидемического процесса).
Заболевания людей при сапронозах - результат их заражения из резервуара нахождения возбудителя. Например, система кондиционирования воздуха, душевые установки при легионеллезе; мягкие сыры, колбасные изделия в вакуумной упаковке при листериозе и др. Таким образом, для сапронозных инфекционных болезней характерен веерный тип передачи возбудителя, а случай заболевания человека является «биологическим тупиком».
Вертикальный механизм передачи (при внутриутробном заражении плода) осуществляется при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), и др. (схема).
Схема. Вертикальный механизм передачи возбудителя
Схема. Искусственный (артифициальный) механизм передачи возбудителя при внутрибольничных инфекционных болезнях
Схема. Пути реализации искусственного (артифициального) механизма передачи возбудителя внутрибольничных инфекционных болезней
Восприимчивый организм (коллектив). Восприимчивость - видовое свойство организма человека или животного отвечать развитием инфекционного процесса на внедрение возбудителя. Это свойство необходимо для поддержания эпидемического процесса.
Состояние восприимчивости зависит от большого числа факторов, определяющих специфическую и неспецифическую резистентность организма (схема).
Схема. Характеристика восприимчивого организма (коллектива)
Проявления восприимчивости зависят как от состояния макроорганизма, так и от вирулентности и дозы возбудителя.
Помимо перечисленных выше параметров определенное влияние на восприимчивость к инфекционным болезням оказывают такие факторы и условия, как перегрев или переохлаждение, характер питания, недостаточное количество витаминов, гипо- и агаммаглобулинемия, воздействие химических веществ, радиации, эмоциональный фон и наличие стрессовых ситуаций.
Перечисленные составные части эпидемического процесса: источник возбудителя инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм (коллектив) формируют эпидемический очаг.
Эпидемический очаг - место пребывания источника инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителя и распространение инфекционной болезни.
Определение границ очага - функция эпидемиолога, выполняемая при эпидемиологическом обследовании. Это сложная, нередко длительная работа, в ходе которой используют опрос самого больного и окружающих его лиц, осмотр, лабораторные методы исследования, изучают истории развития детей и истории болезни взрослых, учитывают посещаемость школ, дошкольных детских учреждений, табели работы и другие материалы, полученные в ходе специально проведенных эпидемиологических исследований.
В становлении эпидемических очагов и проявлениях эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.
Природная среда в виде геофизических факторов, климата, ландшафта в большей степени оказывает влияние на реализацию механизма передачи возбудителя. От погодных условий зависит численность и активность переносчиков, возможность сохранения и размножения возбудителя на объектах окружающей среды. Природные условия (почва, ландшафт и растительный покров) способствуют или тормозят размножение таких источников возбудителя, как суслики и сурки (при чуме), водяные крысы, ондатры, полевки (при туляремии) и др. В известной степени солнечная активность и климатические условия влияют на неспецифическую и специфическую резистентность (восприимчивость) людей в отношении возбудителей инфекционных болезней.
Антропогенное преобразование природы в виде осушения болот или создания искусственных водохранилищ, обводнения засушливых территорий, агротехнического освоения неизбежно приводит к экологическим изменениям, появлению или исчезновению источников возбудителя и переносчиков.
Социальная среда многообразна по своим проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. В понятие социальной среды входят миграционные процессы, связанные с природными и социальными катаклизмами (наводнения, землетрясение, военные действия), урбанизация и строительство населенных пунктов при освоении новых территорий или сооружение промышленных предприятий.
Интенсивность транспортных связей между разными территориями, торговые поставки продуктов животного и растительного происхождения, существующие между разными странами и континентами, могут способствовать заносу и распространению ряда инфекционных болезней. В предотвращении кишечных инфекций определяющую роль играют централизованное водоснабжение и обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, очистка населенных пунктов и наличие системы обеззараживания нечистот, организация общественного питания и состояние предприятий пищевой промышленности. Способствуют или тормозят развитие эпидемического процесса состояние жилого фонда и плотность его заселения. На активизацию аспирационного механизма передачи влияет несоблюдение санитарно-гигиенического режима в дошкольных детских учреждениях и школах, большое скопление людей в закрытых помещениях. Определенное влияние на развитие эпидемического процесса во многих случаях оказывают уровень развития системы здравоохранения, возможности вакцинопрофилактики.
Взаимозависимость всех составляющих частей эпидемического процесса позволяет рассматривать его как социально-биологическое явление. Приоритет социальных факторов неоспорим, так как они детерминируют развитие эпидемического процесса инфекционных болезней.
Существенный вклад в изучение проявлений эпидемического процесса внесли В.Д. Беляков и Б.Л. Черкасский.
Взаимообусловленная изменчивость биологических свойств взаимодействующих популяций.
Регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.
Схема. Структура эпидемического процесса как целостной системы (по Б.Л. Черкасскому)
Похожая информация.