Неврология

Вклад льюиса козера в развитие и обогащение социологии конфликтов. Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность Л козер биография

Вклад льюиса козера в развитие и обогащение социологии конфликтов. Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность Л козер биография

Основные работы: Функции социального конфликта Конфликт и консенсус. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия как процесс который при определенных условиях может иметь для социального организма не только деструктивные но и конструктивные интегративные последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

Установление единства и сплоченности;

Производство стабилизирующих и интегративных элементов;

Выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;

Создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;

Создание ассоциаций и коалиций;

Помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;

Поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;

Выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии;

Создание почвы для консенсуса;

Формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;

Укрепление внутреннего единства;

Усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.

В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неакуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.

Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций.

Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.

Концепции Л. Козера

Обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

Социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

Социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 728 KB

КОЗЕР (Coser) Льюис А.

(р. 1913) – американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: «Функции социального конфликта» (1956), «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956), «Этапы изучения социального конфликта» (1967) и др. Выступал против игнорирования социологами концепта конфликта и соответственно понимания социальных конфликтов как аномалии или патологии общественного развития. Конфликт, по К., – важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество хотя бы потенциально содержит социальные конфликты. Существуют условия, при которых даже открытый конфликт может способствовать усилению интеграции социального целого. К. определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников. Такие конфликты могут иметь место между индивидами, группами или между индивидами и группами. Данное определение конфликта является одним из самых распространенных в конфликтологии. Основное внимание К. уделяет анализу позитивных возможностей социальных конфликтов: развивая идеи Зиммеля, он сформулировал основные положения, касающиеся позитивных функций конфликта, а также переменных, определяющих его динамику, в том числе различение «реалистического» и «нереалистического» типа конфликтов. Последствия конфликтов для социального целого зависят и от характера этого социального целого: жесткие общественные структуры подвержены разрушительному влиянию конфликтов, более же гибкие и открытые дают возможность выхода конфликтам, которые тем самым повышают гибкость социальной системы, делая ее более открытой и адаптивной к новому. Работы К. оцениваются в конфликтологии как достаточно всеобъемлющие в силу того, что им анализируется и описывается широкий круг вопросов, включающих причины конфликтов, переменные, определяющие их остроту и длительность, функции конфликта.

Теория конструктивного конфликта.

Козер рассматривает конфликт в рамках СФП не как разрушающий общество, а, наоборот, способствующий его конструктивному развитию.

Парсонс считал конфликт социальной болезнью, вызывающей разрушение, разобщение общества с негативными последствиями.

Козер: социальный конфликт не представляет собой только негативный фактор, ведущий к разрыву и распаду, он может выполнять ряд положительных функций в группах и межличностных отношениях.

«Конфликт нельзя исключить из социальной жизни. «Мир» - это не более чем изменение формы конфликта или смена конфликтующих сторон, или предмета конфликта, или возможностей выбора».

Конфликт может служить устранению разобщающих элементов отношений и восстановлению единства. Конфликт ведет к разрядке напряженности между сторонами, выполняет стабилизирующие функции, становится интегральной частью отношений.

Определение Козером природы конфликта.

Если Маркс исходил из социально-экономической природы конфликта, Дарендорф исходил из политико-правовой природы конфликта (основа конфликта – власть и право), то Козер определил природу конфликта как идеологическое, идейно-ценностное явление. «Конфликт – это столкновение интересов и ценностей противоборствующих сторон и ведущих к социальной напряженности и конфронтации».

Предмет конфликта – борьба за ценности и притязания, за статус, престиж и связанное с ними власть, доступ к ресурсам, перераспределение доходов; в ходе этой борьбы оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих противников.

Козер показывает, в чем функциональность конфликта (позитивная сторона): позитивная роль конфликта в укреплении стабилизации, порядка в обществе. Конфликт – обратная сторона интеграции.

В плюралистическом обществе конфликт неизбежен, а его разрешение является источником обновления общества и усилении его адаптивной способности по отношению к внутренней и внешней среде.

«Открытые общества реализуют себя через баланс конфликтов, устанавливающих принципы взаимодействия между группами и индивидами, общество способно развиваться только в условиях конкуренции, цивилизованной борьбы, творческого состязания людей, идей, позиций, вещей». Т.е.:

    Конфликт как неизбежный источник обновления общества.

    Конфликт сплачивает группу перед лицом внешней опасности и служит фактором социальной интеграции и укрепления группового самовыражения.

По своей природе конфликты могут быть прогрессивными или реакционными, т.е. конструктивными или деструктивными. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношение к конфликту. Если конфликт носит конструктивный характер, то к нему нужно относиться дифференцируемо, выявлять позитивные стремления к сотрудничеству, компромиссу, конвергенции.

Деструктивный конфликт следует избегать, подавлять, т.е. он влечет за собой конфронтацию, разъединение в обществе, в группе.

Управление конфликтами возможно на основе понимания содержания технологии протекания конфликта.

Классификация конфликта, анализ конфликта, определение способов разрешения конфликта.

Технология конфликтов независима от содержания, включает 2 стадии конфликтного поведения:

    Латентная стадия, растет неудовлетворение, стремление к протесту.

    Явная стадия. Включает социальное действие со стороны оппонентов.

Механизм социального конфликта:

    Сама конфликтная ситуация, включающая в себя объект и оппонентов. Оппоненты: социальные группы, общественные движения, партии, организации.

    Инцидент, связанный с социальными действиями со стороны оппонентов.

    Социальная среда, влияющая на протекание конфликтного поведения.

Для социолога важно проанализировать все 3 компонента социального механизма конфликта, т.е. это откроет путь к конструктивному, аналитико-прогностическому поиску разумных решений в его разрешении.

Важную роль в технологии разрешения конфликтов играет специальная социотехника, которая изучает конфликт, учитывает не только внешние рациональные проявления, но и иррациональные подсознательные, эмоциональные, волевые моменты в человеческом действии и поведении, отражающие человеческую субъективность.

Социометрия увеличивает нашу способность объяснять, предвидеть, контролировать происходящие процессы и находить пути их разрешения.

Пути разрешения конфликта:

    Наличие доброй воли конфликтующих сторон.

    Конвергенция на основе прагматического здравомыслия.

    Терпение к инакомыслящим – толерантность.

    Уважение к носителям конфликта, как к партнерам по поводу истины.

Способы разрешения конфликта:

    Консенсус – достижение конфликта

    Конвергенция

    Компромисс – добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели.

Внутригрупповые конфликты:

Козер уделил этому вопросу свое основное внимание. Позитивные функции внутригруппового конфликта не всегда имеют место, а лишь в этом случае, если конфликт касается целей, ценностей и интересов, не затрагивающих основ, на которых строится отношение в группе.

1-ый тип. Позитивный функциональный конфликт затрагивает цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений. Конфликт способствует изменению или обновлению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп.

2-ой тип. Негативный. Отрицает базовые ценности, на которых основана система отношений в данной группе. Данный конфликт несет опасность, угрозу социального распада.

Закономерности поведения групп в зависимости от размеров группы, степени сплоченности:

    Группы с тесными внутренними связями, с высокой сплоченностью, с высоким уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликта. В таких группах очень высокая насыщенность эмоций, любви и ненависти, что может провоцировать высокий уровень враждебных настроений. Но группа осознает опасность враждебного настроения для самого существования группы. Конфликт может быть острым по двум причинам:

а) всеобщая личная вовлеченность приводит к мобилизации всех эмоциональных ресурсов каждого члена группы.

б) конфликт рассматривается как желанный способ компенсировать накопившиеся обиды.

    Чем сплоченнее группа, тем интенсивнее ее внутренние конфликты. В группах с частичным индивидуальным участием вероятность разрушительного конфликта уменьшается (гостевой брак).

Внешние конфликты:

    Есть конфликты в жестко закрытых обществах. В этих обществах группы ведут постоянную борьбу с внешним врагом. Здесь требуется полная личная вовлеченность в конфликт всех своих членов для мобилизации их энергетического и эмоционального потенциала, который используется в определенных целях политической системы (социализм, коллективизация). В таких группах присутствует нетерпимость к инакомыслящим, постоянное чувство опасности, образ врага. Внутренние конфликты по поводу ценностей жестоко подавляются.

    В открытых обществах группы не втянуты в постоянный внешний конфликт, не требуют полноты личного участия от своих членов; благодаря множественности внутренних конфликтов, когда индивиды одновременно вынужденные участвовать в нескольких разных конфликтах (бытовые, политические, статусные, этнические); не один из них не поглощает полностью его личностный ресурс. Частичное участие в массовых конфликтных ситуациях является механизмом поддержания равновесия, стабилизации, интеграции внутригрупповых отношений.

Вывод. Таким образом, конструктивный конфликт способствует возникновению и изменению социальных норм, обеспечивает существование гибких открытых обществ в новых условиях, повышая адаптивную способность системы. В закрытых системах, где подавляется конфликт, как специфический предупредительный сигнал, растет опасность окостенения системы и ее социальной катастрофы.

трудноразличимыми информационными сообщениями.недефферинцируемыми тве.ду с с/х промышленностью и сферой услуг.общественного раз

I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Рубрика (тематическая категория) Социология

ТЕМА 17. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Краткое содержание лекции : Теории конфликта͵ исторический фон их разработки, важнейшие труды, ведущие теоретики.

Функциональная теория конфликта Льюиса Козера: Исходный замысел Козера, двойственное отношение к теории Парсонса, видение конфликта как функционального процесса. - Базовые посылки (пресуппозиции), из которых исходил Козер.
Размещено на реф.рф
- Книга ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ, ее содержание и структура. - Способ построения теории: критическое прочтение классики; теория как система пропозиций. - Определœение ʼʼконфликтаʼʼ. - Основные группы пропозиций. - Причины (источники) конфликта. - Враждебные чувства и конфликт - Реалистические и нереалистические конфликты. - Острота конфликта͵ ее зависимость от разных переменных. - Длительность конфликта͵ ее зависимость от разных переменных. - Функции социальных конфликтов.

Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа: Исходные мотивации Дарендорфа: теория конфликта как альтернатива теории согласия. - Неравное распределœение власти как источник конфликтов. - Императивно координированные ассоциации. - Отношения господства, легитимность и социальный порядок. - Латентные и явные интересы. - Логика превращения квазигрупп в конфликтные группы. - Неизбежность конфликтов и социального изменения: циклический (диалектический) характер социального развития. - Критика теорий конфликта.

60-е годы: выработка теорий конфликта и рост их влияния (особенно на фоне социальной нестабильности, пиком которой стали студенческие волнения второй половины 60-х) - в противовес структурному функционализму, прежде всœего теории Парсонса, делающей акцент на таких чертах социальных систем, как стабильность, устойчивость, равновесие.

Три наиболее влиятельных труда по этой проблематике:

(1) ʼʼОбычай и конфликт в Африкеʼʼ Макса Глакмена (1955);

(2) ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ Льюиса Козера (1956);

(3) ʼʼКласс и классовый конфликт в индустриальном обществеʼʼ Ральфа Дарендорфа (1959).

Ведущие теоретики конфликта: Л. Козер (р.
Размещено на реф.рф
1913) и Р. Дарендорф (р.
Размещено на реф.рф
1929). - Влияние работы М. Глакмена в основном ограничивалось социальной антропологией: его модель конфликта разрабатывалась на материале африканских обществ и не поддавалась прямому переносу на общества современного типа (хотя для сравнительных целœей полезность ее была бы весьма велика).

Исходный замысел : господствующая в социологии функционалистская теория сосредоточена на аспектах стабильности и устойчивости и не уделяет должного внимания такому важному для социальных систем процессу, как конфликт. - Этот недостаток нуждается в исправлении.

Двойственная позиция в отношении Парсонса : с одной стороны, теория конфликта противопоставляется его теории как альтернатива; с другой стороны, Козер считал Парсонса величайшим социологом ХХ века и в шутку определял свою позицию по отношению к нему как ʼʼлояльную оппозицию Его Величестваʼʼ. - В последнем смысле, его теория конфликта задумывалась как крайне важно е дополнение к теории Парсонса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно было ее обогатить и сделать более полной, всœесторонней и адекватной.

Козер дает функционалистскую трактовку конфликта: рассматривает конфликт прежде всœего с точки зрения его позитивных функций для социальных групп и вообще любого рода социальных систем. - Испытанные влияния: Зиммель, Маркс, Вебер, Дюркгейм, Парсонс и Мертон (особенно последний, под руководством которого была написана его работа о функциях социального конфликта͵ сначала в качестве диссертации, потом как книга).

Конфликт - не социальная патология (как трактует его структурный функционализм парсонсовского типа: ʼʼнапряженияʼʼ и ʼʼтренияʼʼ как угроза равновесию): это процесс, нормальный и необходимый для здоровья социальных систем:

скорее, отсутствие конфликта указывает на серьезные патологии.

Функциональность конфликта : объективные позитивные следствия конфликта для интеграции и адаптации социальных систем (ср.
Размещено на реф.рф
Мертон). - Считать конфликт сугубо разрушительным процессом неправомерно; при некоторых условиях (и достаточно часто) его последствия вполне конструктивны.

Базовые представления Козера об обществе совпадают с исходными посылками, из которых исходит функционалистская теория:

1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.

2. Процессы, протекающие в различных частях системы и между ними, при определœенных условиях содействуют сохранению системы, ее изменению, а также возрастанию или уменьшению ее интеграции и адаптации.

Следующие два тезиса вводят в эту схему проблематику конфликта.

3. В любой системе взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

4. Многие процессы, обычно считавшиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, девиации и конфликты), могут при определœенных условиях повышать степень интегрированности системы и ее адаптации к среде.

Книга ʼʼФункции социального конфликтаʼʼ: основное содержание и структура

Социологический бестселлер (на 2000 ᴦ. - продано 80 тысяч экземпляров);

классический текст: обязательный текст для изучения в университетских курсах по социологии конфликта и родственным дисциплинам.

Определœение конфликта : ʼʼсоциальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперниковʼʼ (ʼʼФСКʼʼ, с. 32).

Книга строится как интерпретативный анализ зиммелœевской теории конфликта: берутся тезисы (более или менее пространные текстовые фрагменты) Зиммеля; затем критически разбираются, сопоставляются с огромным массивом различного рода исследований (как социологических, так и социально-антропологических, психологических и т.д.), пересматриваются и переформулируются. - Некоторые модифицированные формулировки строятся на новых различениях, которых у Зиммеля не было; Козер сам их вводит. - (Таких исходных зиммелœевских тезисов берется 16: на базе критического анализа каждого из них Козер получает по несколько модифицированных положений, или пропозиций; в итоге мы имеем несколько десятков положений, или пропозиций).

Тематическая структура (и логика) книги примерно такая:

1) Воздействие конфликта на групповые границы: группосозидающие функции конфликта.

2) Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях versus открытый конфликт; группосохраняющие функции конфликта; функции институтов, выполняющих роль ʼʼзащитных клапановʼʼ; различение реалистических и нереалистических конфликтов, разница между ними и их разные функции; связь между теснотой (близостью) социальных отношений, уровнем враждебности и возможностями конфликта.

4) Затем: рассматриваются конфликт с внешними группами и его влияние на группу исходя из ее структуры: влияние конфликта на сплоченность группы, степень ее централизации, политическую организацию (деспотизм) и внутренние конфликты.

5) Воздействие идеологии на конфликт.

6) Объединяющие функции конфликта: формирование альянсов и коалиций.

Итак: теория у Козера устанавливается в пропозициональной форме . - По ходу книги Козер формулирует многочисленные положения общего характера, связанные с разными аспектами конфликтов. - Пропозиции: связи между разными переменными .

Проблемы, возникающие в связи с теорией Козера :

(1) Неясность некоторых терминов (к примеру, ʼʼгруппаʼʼ);

(2) Пропозиции не складываются в стройную систему, выдвигаются ad hoc .

Эти пропозиции можно разделить на четыре базовых категории:

(1) относящиеся к причинам конфликта;

(2) относящиеся к остроте конфликта;

(3) относящиеся к длительности конфликта;

(4) относящиеся к функциям конфликта.

v ПРИЧИНЫ (ИСТОЧНИКИ) КОНФЛИКТА

В любой социальной системе различные дефицитные ресурсы (собственность, статус, власть и т.п.) распределœены неравномерно. - Система сохраняет свою стабильность при условии, что это неравное распределœение воспринимается как легитимное . - В любой группе неизбежны враждебные чувства ее членов в отношении друг друга; но сомнения в легитимности распределœения ресурсов способствуют возрастанию враждебности, и такое возрастание враждебности может перерасти в конфликт, ᴛ.ᴇ. найти выражение в конфликтных действиях. (Враждебность и конфликт не тождественны друг другу.)

Положение: чем больше притесненные группы сомневаются в легитимности распределœения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут вступить в конфликт .

(а) Источник конфликта: лишения и фрустрации.

Л. Козер: ʼʼКаждая социальная система содержит источники… конфликтов в той мере, в какой люди выдвигают конфликтующие требования относительно статуса, власти, ресурсов и придерживаются конфликтующих ценностей. Несмотря на то, что распределœение статуса, власти и ресурсов определяется нормами и ролевой системой распределœения, оно всœегда в какой-либо степени будет оставаться предметом соперничества. Реалистические конфликты возникают тогда, когда люди сталкиваются с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды терпят крушениеʼʼ (ʼʼФСКʼʼ, с. 78).

(б) Для конфликта одной враждебности недостаточно (с. 84), а иногда она и вовсœе не является крайне важно й. - Нужен объект, на который эта враждебность могла бы быть направлена и разряжена. - В связи с этим вводится важное различие:

- реалистический конфликт : объектом становится фрустрирующая группа;

- нереалистический конфликт : объектом становится любая случайная группа, удачно подвернувшаяся для этой роли (ʼʼкозел отпущенияʼʼ).

v ОСТРОТА КОНФЛИКТА

Острота конфликта зависит от целого ряда переменных:

a) силы враждебных эмоций его участников : чем больше эмоций вызывает конфликт у его участников, тем острее протекает сам конфликт - или: ʼʼчем выше степень участия и личностная вовлеченность членов группы, тем выше напряженность конфликтаʼʼ (с. 95);

b) тесноты (близости) отношений между участниками (преобладания первичных или вторичных связей) : (1) чем теснее отношения между участниками, тем напряженнее конфликт - или: ʼʼконфликт бывает радикальнее и острее, когда он возникает из близких отношенийʼʼ (с. 95); и наоборот, (2) конфликт тем мягче, чем более формальными (вторичными) отношениями связаны его участники ; кроме того, (3) чем меньше первичные группы, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем острее конфликт, когда он всœе-таки возникает (ʼʼресентиментʼʼ);

c) жесткости или гибкости социальной структуры : чем более жесткой является социальная структура, тем острее будет конфликт ;

d) реалистического/нереалистического характера конфликта : (1) реалистические конфликты сравнительно мягче нереалистических ; (2) чем реалистичнее конфликт, тем выше вероятность компромиссов ; (3) в нереалистическом конфликте ценность конфликта имеет тенденцию перевешивать значимость тех целœей, ради которых он ведется (если такие цели вообще ставятся) ;

e) степени идеологического единства группы и безличности индивидуальных оснований участия в конфликте : чем более едина группа в идеологическом отношении и чем более безличные мотивировки преобладают над сугубо эгоистическими, тем напряженнее конфликт ;

f) характера ценностей, вокруг которых развертывается конфликт (базовые или периферийные ценности) : конфликт вокруг базовых ценностей протекает острее, чем конфликт вокруг периферийных ценностей, и может принять разрушительный для социальной системы оборот ;

g) наличия институциональных средств погашения и смягчения враждебности (так называемых ʼʼзащитных клапановʼʼ) : чем больше в системе институционализированных ʼʼзащитных клапановʼʼ, тем выше вероятность того, что конфликт будет принимать менее острые формы .

v ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА

Длительность конфликта также зависит от нескольких переменных. - К примеру:

a) степени ясности и определœенности целœей : чем менее ясно определœены цели участниками конфликта͵ тем продолжительнее будет конфликт ;

b) степени реалистичности конфликта : чем менее реалистичен конфликт, тем дольше он будет продолжаться ;

c) наличия или отсутствия символических маркеров победы и поражения : чем менее ясен для участников символический смысл победы или поражения, тем продолжительнее будет конфликт ;

d) степени внутреннего единства противоборствующих сторон : чем больше внутри одной или обеих конфликтующих групп подгрупп, имеющих разное понимание смысла и целœей конфликта͵ тем труднее остановить конфликт .

v ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Выявление функциональных последствий конфликта - одна из главных задач, которые ставит перед своей теорией и решает Козер.

1. Конфликт имеет группообразующую функцию : конфликт устанавливает и поддерживает границы между группами (в т.ч. обществами), и чем острее конфликт, тем более четкими становятся эти границы. При этом конфликт упрочивает и подтверждает идентичность группы. - В более общем плане, конфликт сохраняет социальные разграничения и системы стратификации (в частности, разделœение труда).

2. Конфликт повышает внутреннюю солидарность в конфликтующих группах, укрепляет в них единые нормы и ценности , способствует внутригрупповой конформности .

3. При определœенных условиях конфликт может порождать новые структурные аранжировки, новые нормы и ценности; тем самым он может способствовать социальному изменению , связанному с повышением интеграции системы и ее адаптации .

4. Чем чаще в социальной системе имеют место открытые реалистические конфликты, тем меньше вероятность того, что конфликт будет затрагивать базовые ценности , и тем более устойчивой становится система.

5. Конфликты с внешними группами могут инициировать новые социальные контакты и взаимоотношения . - Такие конфликты могут рождать новые нормы, регулирующие протекание конфликтов и делающие последующие конфликты менее острыми. ʼʼКонфликт объединяет противниковʼʼ.

6. Конфликты способствуют образованию коалиций, тем самым повышая сплоченность и интеграцию системы.

7. Чем больше в обществе конфликтов и чем они регулярнее, тем меньше вероятность конфликта͵ который мог бы это общество разрушить. - Более устойчивы дифференцированные и непрочно структурированные системы, в которых мелкие конфликты накладываются друг на друга и тем самым гасят друг друга.

Прежде всœего : в любой группе любого размера всœегда существует внутренняя взаимная враждебность, и эта враждебность нуждается во внешней разрядке. - Без конфликтов эта враждебность выливалась бы в крайние формы взаимного уничтожения. - Конфликт устраняет разобщающие элементы и способствует восстановлению единства, сплоченности, солидарности и стабильности.

I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "I. ЛЬЮИС КОЗЕР: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА" 2017, 2018.

К давно известным человечеству формам конфликтного противостояния, вплоть до вооруженных конфликтов и революций, XX век добавил такие новые, менее заметные, но гораздо более изощренные как глобальная психологическая (т.н. "холодная") война, привнесшая с собой новые, а также существенно модернизировавшая усилившая ранее известные способы конфликтного соперничества. Все это дало такой мощный диапазон конфликтных противоречий, соперничеств, компромиссов, что социологи никак не могли оставить их за пределами эмпирического анализа и теоретического осмысления и обобщения. На волне всеобщего внимания общественности различных стран к глобальным, региональным, страновым и локальным конфликтам, осложненным огромным разнообразием межличностных, межгрупповых и внутриличностных конфликтов, в социологическом сообществе во второй половине XX столетия всколыхнулась новая, гораздо более мощная, чем когда бы то ни было ранее, волна интереса к социальным конфликтам.

В этот период целый ряд важных нововведений в социологическую теорию конфликтов внес Льюис Козер. Он считал, что среди огромного многообразия социальных процессов самым заметным и существенным является социальный конфликт. Последний он определял как "борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" .

Льюис Козер - американский социолог, конфликтолог. Основные работы: «Функции социального конфликта»(1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); « Этапы изучения социального конфликта» (1967); «Конфликты: социальные аспекты» (1968). Л. Козер опирается на традиционное для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции .

Родился 27 ноября 1913 года в Берлине. Отец, еврей по национальности, был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 -- он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением -- только потому, что кроме немецкого знал ещё французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога .

Обращение Л. Козера к проблеме конфликта связано с его пониманием предназначения социологии в преобразовании общества. Американский социолог рассматривал конфликт и порядок как два равнозначных социальных процесса. При этом в противовес другим социологам, которые видели только негативные последствия конфликта, Л. Козер подчеркивал, что конфликт продуцирует одновременно как негативные, так и позитивные последствия. Поэтому он ставил перед собой задачу - определить условия, при которых последствия конфликта могут быть либо негативными, либо позитивными .

Подход Л. Козера к проблеме конфликта гораздо более созвучен творчеству Г. Зиммеля, работа которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: «Конфликт- это форма социализации». Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника. Л. Козер считал, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Он заявлял, что социолог должен выявить те социальные контексты и социальные условия, в которых социальный конфликт помогает "скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих". Конфликт понимался Л. Козером как процесс социального взаимодействия людей, как инструмент, с помощью которого возможно формирование, стандартизация и поддержание социальной структуры. В его представлении социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, реанимации групповой идентичности, предохранению группы от ассимиляции.

Л. Козер о марксизме

Л. Козер явился критиком и последователем К. Маркса одновременно, развивал свои взгляды, опираясь на него. Он также рассматривает общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Он защитник капитализма. Классовая борьба - это источник прогресса. А социальный конфликт - это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка - это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. Л. Козер считал, что многие положения марксистской теории конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Таким образом, конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований конфликтов учеными. Они должны опираться на объем информации о конфликтах, накопленный в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

Соответственно, мы можем констатировать такой факт, что социология с самого начала своего возникновения в качестве самостоятельной отрасли научного знания, а психология на протяжении последнего столетия выделили в качестве важного объекта своего исследования социальные конфликты.