Пульмонология, фтизиатрия

Исследовательская работа "музыкальная культура родного края". Проект по музыке " Музыкальная культура родного края. Леонид Леонгардович Мель." Найти музыкальные традиции родного края

Исследовательская работа

(Астраханский архиерейский хор)Истоки зарождения и становления профессиональной музыкальной
культуры Астрахани Лежат в весьма не отдаленном обозримом
прошлом и ее история связана с представителями разных
национальностей, однако преимущество имели деятели российского
музыкального искусства. Вероятно, историю профессиональной
музыкальной культуры Астрахани уместнее отсчитывать с начала
XVII в., когда «был создан по образцу Московского патриаршего хора
профессиональный церковно-певческий коллектив - Астраханский
архиерейский хор», существующий и поныне.

Тем не менее активная
потребность в
музыкальном искусстве
астраханского общества
относится уже к концу XIX
в., чему способствовали
различные социальноисторические и культурные
факторы и прежде всего появление плеяды
высокоталантливых
музыкантов и
композиторов в крупных
городах России и в ее
столицах. Астрахань,
находящаяся на окраинах
Российской империи,
разделила судьбу многих
провинциальных городов, но
в то же время в области
музыкальной культуры
явила свое своеобразие.

Яркие личности, приезжавшие жить и
работать в Астрахань,
концентрировали вокруг себя
профессиональных музыкантов и
любителей, с ними связаны наиболее
значимые события культурной истории
города. Как правило, эти личности
обладали еще и организаторским
талантом, благодаря их энтузиазму
возникали новые ответвления
музыкально-общественной жизни и
продолжались уже сложившиеся
традиции. Столь важное событие, как
открытие консерватории, также
связано с приездом профессиональных
музыкантов из других регионов областей и республик. Но, естественно,
немалую лепту в музыкальную
культуру внесли и местные музыканты,
коренные астраханцы. Многие из них,
наиболее талантливые, покидали
родной город, добивались большого
успеха, всенародного признания, но не
теряли связей с Астраханью и всемерно
помогали обогащать ее музыкальную
культуру.

С Астраханью неразрывно связаны такие выдающиеся артисты как
Валерия Барсова, Мария Максакова, именами которых ныне назван
престижный музыкальный фестиваль вокального искусства,
проводимый с 1987 г. в Астрахани, инициатором которого стала
Областная филармония и ее директор и художественный
руководитель О.Ф. Попков, автор самой идеи фестиваля.

В Астрахани начинала свою артистическую карьеру Тамара
Милашкина, К этой плеяде вокалистов принадлежат и воспитанники
Астраханской государственной консерватории - солисты ведущих
оперных театров страны - Олег Биктимиров, Анатолий Бобыкин, Елена
Михайлова, известные уже далеко за пределами России. Особую роль
для культуры нашего края сыграла народная артистка СССР Мария
Петровна Максакова, а также начальник областного управления
культуры ГВ. Корженко. Они были инициаторами учреждения и
открытия Астраханской государственной консерватории (1969 г.), ибо
в Астрахани уже имелся ряд музыкантов-педагогов, способных стать
первоначальной основой нового музыкального вуза.

Окончательный период формирования музыкального театра связан с созданием
оперной студии консерватории, ее руководителем и дирижером, профессором Ф.Я.
Сепкуловым, режиссером Л.Л. Химич, директором и художественным
руководителем филармонии О.Ф. Попковым, дирижером И.А. Сметаниным.
Объединение музыкантов консерватории и филармонии сначала в форме
антрепризы «Музыкальный театр», привело к официальному утверждению
Астраханского государственного музыкального театра в 1996 г. Оперную труппу,
оркестр составили выпускники и преподаватели Астраханской государственной
консерватории, а выпускники училища культуры - балетную труппу.

Приоритет профессиональных местных музыкантов в
постановках оперных сцен и спектаклей принадлежал
прежде всего образовательным учреждениям музыкальному училищу, а затем - оперной студии
консерватории. Значение оперной студии консерватории
трудно переоценить, ибо именно она на протяжении более
девяти лет удовлетворяла потребность астраханских
любителей оперного жанра. В оперной студии
консерватории сформировались такие талантливые
артисты как В. Горчаков, Н. Щукина, М. Попандопуло, В.
Белюсенко, В. Молоканов, Е. Михайлова, Т. Горохова, М.
Макарова, С. Антонов, Л. Кафтайкина, ставшие солистами
оперных театров России, а многие из них составили основу
оперной труппы Астраханского государственного театра.
Новый этап работы оперной студии открыла постановка
оперы Пуччини «Тоска» (1966). Завершающей XX век
постановкой оперной студии явилась «Служанка-госпожа»
Перголе-зи и программа крупных сцен из опер «Богема»
Пуччини, «Риголетто» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта,
«Искатели жемчуга» Визе.

Иная судьба оказалась у симфонических
оркестров. Их история в Астрахани ведет свое
начало от первой половины XIX в., с организации
оркестра смешанного состава капельмейстером
И.В. Добровольским в 1806 г. В конце 80-х годов
симфоническую музыку «Шотландская
симфония» Медндельсона, «Серенада для
струнного оркестра» П.И. Чайковского,
Симфоническая картина Бородина «В средней
Азии» исполнил сводный оркестр
профессиональных музыкантов театра Терского
казачьего полка под руководством Н.Л. Линева.
90-е годы XIX в. связаны с Астраханским
отделением РМО и музыкальным училищем,
проводившими концерты симфонической
музыки от четырех до восьми программ
ежегодно. Организаторами концертов и
дирижерами последовательно были Ф.Ф.
Кенеман (1898-99 гг.), А.Л. Горелов (1899-1903 гг.),
А.И. Капп (1904-1920 гг.). Сезон 1919 г.
симфонические концерты проводил
Объединенный симфонический оркестр, а через
четыре года Астраханский симфонический
оркестр работал с дирижером Н. Тесслером.
Позднее Б.И. Врана сформировал
симфонический оркестр при кинотеатре
«Модерн», исполняя классическую музыку перед
началом киносеансов, в 1929 г. его
симфоническими программами дирижировал
астраханский скрипач и дирижер Г.С.
Цейхенштейн. В том же 1929 г. на очень короткое
время возник симфонический ансамбль рыбвтуза
без дирижера (руководитель Г Донях), т.е.
оркестр музыкантов-любителей.
В 1934-1937 гг. работал любительский оркестр
Клуба совета торговых служащих (руководитель
М.Л. Тритуз).

10.

Стабильное развитие музыкального театра и симфонического
оркестра в Астрахани стало возможным лишь к 90-м гг. XX в. как
результат планомерной подготовки музыкантов по всем ступеням
образования: музыкальная школа - музыкальное училище консерватория. Только планомерная профессиональная
деятельность консерватории способствовала созданию костяка
профессиональных музыкантов разных специальностей,
составивших ныне все ведущие концертирующие коллективы
филармонии, музыкального театра города.

11.

Астраханская консерватория является ведущим музыкальным вузом своеобразного
полиэтнического региона, восьмым по счету на территории Российской Федерации». География
обучающихся в Астраханской консерватории обширна - от Белоруссии до Дальнего Востока.
Многие ее выпускники работают не только на территории бывшего СССР, но и в зарубежных
странах (Англия, Израиль, Канада, США, Италия, Дания, Югославия и др.), имеют почетные
звания заслуженных артистов и деятелей искусства, получают самые престижные премии
лауреатов международных конкурсов и фестивалей.
Профессорско-преподавательский состав консерватории довольно быстро стабилизировался и
сложился в единый творческий коллектив.
С первых же лет Астраханской консерватории ее преподаватели постоянно повышают свой
профессиональный уровень, выступают с гастрольными концертами в Поволжье, на Кавказе,
во многих городах России, а с начала 90-х гг. - и за рубежом.

12.

Творческий энтузиазм отличает Астраханскую консерваторию с первых лет ее
существования. Преподаватели исполнительских кафедр готовили по несколько
концертных программ в год, складывались складывались камерные ансамбли,
преподаватели и студенты принимали участие в различных конкурсах. В первые
десятилетия лауреатами всероссийских и всесоюзных конкурсов становились
преподаватели консерватории, к своему тридцатилетию консерватория имеет уже
студентов - лауреатов международных конкурсов.
Творческие коллективы консерватории насыщают концертную жизнь города. Студенческие
оркестры - симфонический, русских народах инструментов, оперная студия, как уже было
сказано выше, заметно влияют на уровень концертной жизни Астрахани. Ансамбли
педагогов и студентов приобрели международную известность. Это, прежде всего,
ансамбли русских народных инструментов «Скиф», «Ната-бене трио», ансамбли скрипачей,
альтистов и некоторые другие.

13.

История Астраханской филармонии, также как и история консерватории, относится уже к XX в.
Первая веха - 1926 г., когда в сезоне 1926/27 гг. артисты П.Г Баев и А. А. Соловьев организовали
общественную филармонию и пригласили с гастрольными концертами именитых музыкантов:
певцов Г Пирогова, Д. Смирнова, А. Доливо, Г. Лодии, виолончелиста С. Козолупова, скрипача Д.
Цыганова и пианиста А. Шацкеса. Инициатива астраханской общественности явилась толчком к
созданию филармонии, действующей с 1927 по 1930 г. при губернском, а затем городском отделе
Краевого управления зрелищными предприятиями Нижне-Волжского края. Затем, как и в других
учреждениях музыкальной культуры, возникла пауза в несколько лет, до 1937 г., когда всего один
сезон работало Астраханское отделение Нижне-Волжской краевой филармонии (концертом из
сочинении Бетховена дирижировал ГС. Цейхештейн, солировала пианистка М. Иконицкая).
Следующий год стал плодотворным для Астраханской госэстрады, реорганизованной в филиал
Сталинградской областной филармонии: за один сезон было дано «более 300 концертов в городе и
100 в селах».

14.

Общезначимыми событиями стали ежегодные фестивали музыкального искусства
«Астраханская осень», на которых выступают и астраханские артисты, и
приезжающие солисты, и коллективы из разных городов и республик СССР На
протяжении восьмидесятых годов фестивали «Астраханская осень» создали
богатейшую палитру музыки разных времен и исполнительских школ. Инициатором
фестиваля был директор филармонии Е. Черников, руководивший филармонией с
1982 но 1989гг.
Филармония постоянно проводила различные фестивали - посвященные именным
датам, историческим событиям. Но наиболее значительным стал фестиваль
вокального искусства им. В. Барсовой и М. Максаковой. От скромного вечера,
посвященного памяти великих певиц, родившихся в Астрахани, фестиваль приобрел
статус международного уровня.

15.

Таким образом, музыкальная культура Астраханского края имеет
богатую историю, вобравшую в себя основные тенденции
общероссийской музыкальной культуры. Важным рубежом в этом
процессе для Астраханского края явился XIX в., когда были заложены
прочные традиции музыкального искусства, получившие свое
развитие в XX веке.

Множество молодёжных организаций нацелены на восстановление интереса учащихся к культурному богатству страны. Одним из способов привлечь внимание детей к историческому достоянию является введение обзорного курса в школьную программу. Музыкальная культура родного края - как раз один из таких предметов. Вначале будучи экспериментальной, дисциплина твёрдо укоренилась в современном быте многих областей России. Она предполагает не только воспитание в детях уважения к уникальности традиций, но и поощрение самоопределения и патриотизма.

Что такое музыкальная культура родного края?

Впервые о таком предмете задумались в 80-х. С 1983 года в Приморье начали появляться музыкальные и танцевальные труппы, поддерживаемые местными музыкальными кружками. С тех пор в истории России появилось много важных дат и имён.

В 2000 году было принято решение организовать школьную программу таким образом, чтобы дети узнали больше о традициях родного края, и в расписании начальной школы появился новый предмет. Задачи музыкальной культуры родного края включают в себя формирование целостного восприятия музыкального творчества отдельных регионов, а также поощрение участия молодых людей в общенародных действиях.

Для кого?

Несомненно, воспитывать чувство любви к родине необходимо с раннего возраста. Изначально программа была одобрена в начальной школе и на протяжении всего обучения в учебных заведениях с музыкальным уклоном. Позже предмет занял место в ряду общеобразовательных дисциплин многих школ по всей территории России. Однако популярной дисциплина "Музыкальная культура родного края" не стала и вернулась к первоначальной полусамодеятельной форме. Главной ошибкой стало отсутствие качественно подготовленной программы, а преподаватели оказались психологически не готовы к ведению нового предмета.

Современный вид

Сейчас родного края изучается в режиме, принятом на уровне самоуправления субъектов РФ. Например, в Чебоксарах - с 5-го по 9-й класс. Музыкальная культура родного края (фото снято на межкультурном фестивале языка) поощряет любую творческую инициативу молодого поколения в этой области.

В течение 33 часов в год дети учатся толерантности в отношении культур и обычаев всех народностей, населяющих регион. Особенно интересной является предлагаемая подросткам программа «Музыкальная культура родного края». 7 класс - время, когда детям предлагают проводить собственные исследования в области этнографии, которая также является важным атрибутом уроков.

Особенно важно помнить, что предмет создан для просвещения молодёжи, а не для выполнения плана. Следует максимально разнообразить программу, чтобы ученики приходили на урок пусть даже раз в неделю, но с удовольствием.

Ответвления

Музыкальная культура родного края (Урал является прямым доказательством) приобрела одобрение в некоторых районах неспроста. В середине ХХ столетия началось активное возрождение казачьего движения, что не могло не отразиться на культуре региона. Характерная музыка и песни стали исполняться организованными коллективами. Важной особенностью этого направления является то, что казачья культура сочетает в себе русские, украинские, татарские и другие элементы, что соответствует задачам предмета.

Возрождение музыкальных традиций происходит не только на уровне народного творчества. Также проводятся праздники и фестивали, где каждый может наблюдать влияние музыкальной культуры на развитие региона, а также принять участие в концерте. Более того, концертная деятельность приветствуется в кругах молодёжи даже больше, чем среди взрослых.

Сегодня отдельную часть в культуре занимают музыкальные инструменты. Как духовые, так и струнные экземпляры помещены в музеи. К примеру, гусли давно вышли из употребления, но они занимают важное место в истории струнных инструментов России. Таким образом, школьники получают важную информацию об истории развития музыки.

Среди всего прочего также можно найти уникальные предметы. Например, в Якутии основным инструментом является варган (на фото), не относящийся ни к одной категории. Возможность научиться играть на инструментах также предоставляет программа.

Особенности областей

Музыкальная культура каждой из областей уникальна кругом рассматриваемых вопросов. Некоторые делают акцент на народной музыке, другие - на специфической игре на одном инструменте (Якутия). Несмотря на всё разнообразие, каждая область выполняет одну функцию - проявление уважения к традициям и их глубокое изучение.

Музыкальная культура родного края Самарской области возвращается к классическому началу. Самара является одним из древнейших центров культуры, где проживало много представителей интеллигенции. Принимая это во внимание, программа делает акцент именно на истории развития музыки в России. Среди менее распространённых направлений можно выделить цыганские песни.

В городе также находится Самарский государственный институт культуры, который проводит большое количество творческо-исполнительских проектов, подчёркивающих актуальность предмета во всех его обличьях.

Ярославская область проводит фестиваль, посвящённый колоколам, который проводится на территории заповедника.

Уникальность

Предмет также является сугубо российской инициативой. Музыкальная культура родного края (Россия - это многонациональная страна) рассматривает индивидуальные особенности традиций каждой народности и их региональную совокупность.

Во многих странах изучается одновременно несколько предметов этнографической направленности. Однако музыкальная культура родного края поддерживает процесс обучения в рамках малой родины. Несомненно, это позволяет ученикам получить больше информации о своем городе. Так как сегодня мы сталкиваемся с невежеством в отношении традиций родного края со стороны молодого поколения, крайне необходимо показать, что история также может быть захватывающей и интересной.

Наряду с книгами, иллюстрациями и песнями проводятся концерты, которые не могут не вызвать интереса у детей. Также важно то, что предмет позволяет соединить в себе примеры разных эпох.

Мероприятия

На самом деле, помимо стандартного изучения музыки, школьники посещают различные мероприятия международного уровня. Так, например, некоторые области ввели обязательное посещений театра и филармонии два раза в полугодие. Эти же концерты посещаются иностранными туристами, что позволяет развивать языковые навыки на высоком уровне.

Ни одно музыкальное мероприятие не проходит без национальных костюмов или танцев. Администрация культуры областей позволила максимально адаптировать выступления для восприятия школьников. Ежегодно 26 марта проводится Международный день театра, в котором принимают участие все деятели культуры.

На Международный день музыки музыкальные школы устраивают концерты, на которые приглашаются участники оркестров и деятели культуры.

Отношение учащихся

Исследовательский проект "Музыкальная культура родного края", проведенный самими учащимися и их научными руководителями, взял на себя задачу ответить на вопрос: является ли дисциплина интересной для изучения? А может, единственная задача учеников - просто заработать оценку?

По опросам учащихся было определено, что на разных ступенях обучения предмет является более или менее интересным. Для учеников старших классов материал адаптирован лучше, так что с выполнением творческих заданий проблем не возникает. Причина этого также может скрываться в том, что многие участники выбирают историю для сдачи Единого государственного экзамена, который также включает вопросы о культуре. На научно-практических конференциях музыкальная культура рассматривается как отдельная единица исторической секции, на которую подготавливаются презентации и интересные проекты.

В любом случае, для того чтобы заинтересовать учеников младшего школьного возраста, учителю будет необходимо придумать творческие занятия.

Однако больше всего недовольства вызывают контрольные тесты, которые даются в течение года. В этом вопросе родители учеников солидарны с самими учащимися. Они считают, что нельзя заменять практические и наглядные занятия тестами. Прежде всего необходимо пробудить интерес в детях.

Стоит ли продолжать?

Если встаёт вопрос о том, нужна ли музыкальная культура родного края в том контексте, который предлагается нам сейчас, то ответ определённо положительный. Однако если мы говорим об интересе учеников, то система однозначно требует коррекции.

Однако, несмотря на некоторые сложности в преодолении стены между поколениями и историческими эпохами, дисциплина поддерживает важные задачи. Если они будут выполнены, мы с гордостью сможем говорить о патриотизме учащихся и их знании родной культуры. Как бы то ни было, час в неделю на протяжении пары лет стоит потратить на то, чтобы узнать свою страну и её историю лучше.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61 г. Челябинска»

Городская научно-исследовательская конференция юных краеведов в рамках Всероссийской программы «Отечество» «Край родной»

Музыкальная культура родного края

«Культурное наследие»

Научный руководитель:

Завьялова Анна Анатольевна,

учитель музыки

первой категории МБОУ «СОШ №61 г. Челябинска»

Челябинск, 2018

Содержание

Введение

Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

Глава 2 Исследование

Заключение

Литература

Приложение 1 Детская хоровая студия «Радуга»

Приложение 2 Опрос

Приложение 3 Коллекция песен

Приложение 4 Детские вокальные коллективы

Введение

В мире много интересного. С чем-то мы сталкиваемся каждый день. К примеру, нам привычно слышать музыку вокруг. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что такое музыка? Мы ведь ее не видим, но жить без нее не можем! А какая музыка звучит или рождена в моем родном краю? Вот и появился замечательный повод для исследования родной музыки.

Мы начали с ответа на вопрос: что такое музыка? Для поиска полного, интересного ответа мы провели опрос одноклассников и своих знакомых из других классов. Ответы были разные, но большинство ребят считают, что музыка – это искусство, красивые звуки, мелодии, ноты, любимые песни. В словаре С.Ожегова приведено определение музыки как «организованные по высоте и времени звуковые последования».

А что такое родной край? Одноклассники считают, что родной край – это Родина, родной город, область, в которой мы живем, кто-то считает, что родной край – это только то место, где человек родился. В Словаре эпитетов дано определение родного края как «место исконного пребывания кого-либо», в Юношеской энциклопедии сказано о месте, где протекали детство и юность, где проходят годы сознательной жизни. Получается, что с самого моего рождения с нами рядом родной край и замечательное искусство – музыка!

Целью исследования стало: познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами нашего города и области.

Задачи исследования:

    Найти информацию по данной теме.

    Познакомиться с исполнителями и музыкальными коллективами

    Провести исследовательскую работу. «Музыкальные коллективы города Челябинска».

    Подготовить коллекцию песен и музыкальных произведений о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области (тексты и CD -диск).

    Подготовить информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

    Проанализировать полученный результат исследования.

Гипотеза. Мы предполагаем, что уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен.

Объект исследования : известные музыкальные коллективы и исполнители города Челябинска. Предмет исследования : песни, музыкальные произведения о малой Родине – Челябинске и Челябинской области в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений. Методы исследования : поиск и обобщение информации, опрос и анализ полученных результатов.

Этапы исследовательской работы:

I этап – подготовительный (сентябрь 2017 г., школа):

    Поиск информации по заявленной теме в сети Интернет;

    Создание информационно-методического банка по обеспечению исследовательской деятельности.

II этап – основной (октябрь-ноябрь 2017 г., школа)

    Проведение опроса;

    Подготовка коллекции песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города;

    Подготовка информационного буклета для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района.

III этап – заключительный (декабрь 2017-январь 2018 г.)

    Формулирование выводов.

Практическая значимость : проделанная работа будет полезна для учеников нашей школы, города, как на уроках музыки, так и в повседневной жизни. Позволит узнать талантливых людей нашего города, области, познакомиться с их творчеством. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися. Информационный буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района позволит родителям выбрать коллектив и направить своего ребенка для раскрытия его исполнительских вокальных талантов.

Термины, используемые в работе.

    ДШИ – детская школа искусств.

    ДК-Дворец Культуры

    Музыкальный коллектив - коллектив людей, объединенных общей целью или работой, которые, так или иначе, связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).

Глава 1 Исполнители и музыкальные коллективы города Челябинска

«Музыка – живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь»

Б. Асафьев

У своих знакомых разного возраста мы спросили: «Каких композиторов, музыкантов- исполнителей, певцов нашей Челябинской области и г.Челябинска вы знаете?» Многие взрослые люди назвали известных музыкантов и композиторов Челябинской области: Градский А.Б, Ярушин В, Пахмутова А, Лоскутова Т, Режский С, Поплянова Е. Из исполнителей музыки известны Каплун Б, Риккер В.

В ЧГИК при кафедре создан хор народной музыки «Песни Урала», неоднократный лауреат различных творческих конкурсов. Хор народной музыки "Песни Урала" с 1974 года. В сезонах 1998-1999, 1999-2000, 2001-2002, 2002-2003, 2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 гг. имеет филармонический абонемент "А песня русская звучит!". Коллективом было подготовлено 28 сольных программ. Среди них: монографические концерты, посвященные творчеству И. Шутова, В. Горячих, Е. Родыгина, О. Ковалевой. Большой интерес для зрителя представляли фрагменты из праздников народного календаря "Рождество и Встреча Нового года", "Кузьминки", "Святки", "Ночь на Ивана Купала", "Петров день", "Семик", театрализация произведений уральского сказителя П. Бажова.

Мои сверстники тоже знают наших композиторов, но число знающих ребят гораздо меньше, чем среди взрослых. Наших Челябинских исполнителей музыки ребята знают мало, но вот Борис Каплун ребятам известен, т.к. его исполнение в мюзиклах для детей слышали многие. Из тех исполнителей вокальной музыки, кто поет в городе сегодня, известны детям Шереметьев В, Хрусталёв М. На городских праздниках на площади вокальные коллективы часто поют русские народные песни. Они всегда кажутся родными и близкими, словно их сочинили где-то рядом с нами, и знакомы мы с ними чуть ли не с колыбели, поэтому многие дети считают, что народные песни относятся к музыке родного края. Вот что делает красота русской народной песни!

Сколько же замечательных людей из мира музыки прославили наш родной край, музыку родного края! В песне А.Куницына «Челябинск – ты моя любовь!» очень красивая, задушевная, и слова очень добрые, тёплые о родном городе и его людях:

« Город синий, синий-синий

От небес и от озер

Разгорелись все рябины

Словно праздничный костёр

Сколько красок, сколько света

Я и средь многоцветья

И пою, и пою тебе... »

И вот уже я представила не только город с пятиэтажными домами, но и множество озёр, большие горы, яркое солнце в синем, мирном небе… Какое простое человеческое счастье – жить в родном краю рядом с любимыми людьми, ходить в любимую школу, учиться, дружить, петь, танцевать, слушать родные мелодии, видеть свою любимую малую родину, родной край!

Культурно-образовательный потенциал Челябинской области, города Челябинска и нашего родного Металлургического района – очень богат вокальными коллективами:

  • Вокально-хореографический ансамбль "Ералаш" (МБУДОД «МЦДТ г. Челябинска)

  • Вокальный ансамбль «Вдохновение»(ДШИ №5 г. Челябинска)

    Младший хор хорового отделения «Колокольчик»(ДШИ №5 г. Челябинска)

    Детская хоровая студия «Радуга» (приложение 1) ДК ПАО ЧМК г. Челябинска)

    Образцовый ансамбль русской песни «Марьюшка» (ДДК Данко г. Челябинска)

Каждый ребенок с раннего детства имеет возможность развить свой исполнительский талант.

Глава 2 Исследование

В рамках исследования мы обобщили информацию о детской хоровой студии «Радуга» (приложение 1), которая будет интересна учащимся.

Нами была подготовлена музыкальная коллекция в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города (приложение 3).

Для того чтобы выяснить уровень информированности учащихся 5 класса и их родителей мы провели опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?». Опрос проводился посредством анкетирования (приложение 2). В опросе приняли участие 45 учащихся и 50 родителей.

В результате проведенного опроса получены следующие результаты:

1)На вопрос «Что такое музыка?» ответили - 34 ребёнка из 45 (75%) и 50 родителей (100%) знают, что такое музыка.

2)На вопрос «Что такое родной край?» все дети и родители дали правильный ответ (100%).

3) На вопрос «Как часто вы слушаете музыку?» все дети ответили – часто 45(100%), родители: иногда 10(10%),часто 40(90%).

4) Вопрос «Какое направление в музыке вы предпочитаете?»:

Народное - 15(33%) детей, 10(10%) родителей.

Джаз - 10(22%) детей и 15 (30%) родителей.

Электронная музыка - 10(22%)детей, 13(26%) родителей.

Рок - 10(22%) детей,12(24%) родители.

5) На вопрос «Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека?» 30(67%) детей ответили - да, 50(100%) родителей - да.

6) На вопрос «Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой?» 22(50%) ребёнка ответили - да, 10(10%) родители – да.

7) На вопрос «Кто прививает вам любовь к музыке?» 30(67%) детей ответили - педагоги, 50(100%) родителей – педагоги.

8) На вопрос «Знаете ли Вы композиторов Вашего города?» 15 детей (33%) ответили - да, 25(50%) родителей - да

9) На вопрос «Знаете ли Вы музыкантов Вашего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 50(100%) - да

10)На вопрос «Знаете ли Вы гимн своего города?» 10(22%) детей ответили - да, родители 12(24%) -да

11) На вопрос «Бываете ли Вы на праздниках своего города?» 45(100%) детей ответили - часто, родители 50(100%) - часто

12) На вопрос «Что такое ДК?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

13) На вопрос «Что такое ДШИ?» 45(100%) детей ответили - знают, родители 50(100%) - знают

Выводы. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

По итогам анализа анкетирования было принято решение – подготовить буклет для детей и их родителей о детских музыкальных коллективах Металлургического района, чтобы у каждого была возможность заниматься вокалом, хоровым пением, развитием исполнительских способностей у педагогов – профессионалов.

Заключение

В результате исследования, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего города. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.

В данном исследовательском проекте мы познакомились с историей возникновения музыкальных коллективов Челябинска и их творчеством.

Гипотеза исследования подтвердилась: уровень информирования челябинцев о песнях и музыкальных произведениях о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска и Челябинской области недостаточен. В результате анализа проведенного анкетирования можно констатировать, большинство детей и родителей считают, что прививают любовь к музыке – педагоги, что музыка влияет на развитие личности.

Практическая значимость исследования заключается в подготовке коллекции музыкальных произведений. Коллекцию песен о Родине в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей нашего города можно будет использовать и на уроках музыки, и во внеурочной деятельности с учащимися.

Так же нами был создан буклет, где родители и дети могут подробно ознакомиться с вокальными коллективами Металлургического района г.Челябинска.

Литература

    http://www.rusprofile.ru/id/1273191

Приложение 1

Детская хоровая студия «Радуга»

В 1990 году детская хоровая студия "Радуга" начала свою работу на базе Центра детско-юношеского творчества Металлургического района.

Воспитанники детской хоровой студии «Радуга» с успехом осваивают на только хоровое искусство, но и в рамках факультативного курса посещают занятия по актерскому мастерству, хореографии и занятия на музыкальных инструментах (фортепиано, аккордеон, баян).

Репертуар хора насчитывает более 400 произведений. Это народные песни, произведения русской и зарубежной классики, песни современных российских и зарубежных композиторов. В "золотом фонде" "Радуги" такие произведения, как "Соловушка" и "Ночевала тучка золотая" П.И.Чайковского, русские народные песни "Ты река ли, моя реченька", «У нашей берёзы» и "Как пойду я на быструю речку", "Летите, голуби!" И.Дунаевского, «Благослови душе моя Господа» М. Ипполитова - Иванова, «Канон» Б.Бриттена, "Мама" В.Гаврилина из вокального цикла "Земля", "Песня о земной красоте" Я.Дубравина из вокального цикла "О земной красоте"…Эти произведения особенно любимы педагогами и ребятами, их знают все поколения "Радуги". Концертная деятельность хора "Радуга" интересна и насыщенна.

За время своей работы хор, ансамбль и солисты "Радуги" приняли участие более, чем в 600 концертах, на которых присутствовало около 150 тысяч человек. В Академическом театре оперы и балета им.М.Глинки, Зале камерной и органной музыки на Алом поле, во Дворцах культуры и Детской филармонии, музыкальном колледже имени П.И.Чайковского,- в лучших концертных залах России и нашего города звучали голоса ребят хора "Радуга". "Радугу" знают и любят в цехах и профилакториях металлургического комбината, Центре социальной защиты Металлургического района, в спецшколе для "трудных подростков" и Доме ветеранов, в интернате для инвалидов.

Участники хора «Радуга» побывали с гастролями в Москве, Коломне, Санкт-Петербурге, Самаре, Геленджике, Заречном и Каменске-Уральском Свердловской области, Цвиккау (Германия). Хор «Радуга», вокальный ансамбль и шоу-группа – неоднократные лауреаты и обладатели Гран-При городских и областных конкурсов и фестивалей «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие блёстки Южного Урала», «Звонкие голоса», «Лейся песня», Всероссийского конкурса «Металлинки». Вокальный ансамбль, шоу-группа и солисты студии «Радуга» – активные участники районных и городских праздничных мероприятий. В лучших концертных залах России звучали голоса участников студии «Радуга».

Хор "Радуга" дважды принимал участие в исполнении произведений крупной формы вместе с народным коллективом капеллой "Металлург" (рук. В.Д.Стрельцов), исполняя детские хоры в кантате челябинского композитора М.Смирнова "Слава народу – победителю!" и в оратории С.Прокофьева «Иван Грозный».

Детская хоровая студия «Радуга», ее ансамбли и солисты неоднократно награждались Почетными грамотами Лауреатов, Дипломантов Всесоюзных, областных, городских конкурсов, смотров и фестивалей детско-юношеского вокально-хорового искусства, ежегодных городских фестивалей искусств школьников «Хрустальная капель», «Золотые искорки», «Звонкие голоса», «Звонкие блёстки Южного Урала», Всероссийского конкурса «Металлинки» в городе Старый Оскол, фестиваля «Поющий май» в городе Заречный Свердловской области.

Юкова Раиса Давыдовна является организатором городского конкурса хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Звонкие голоса» в Металлургическом районе, всякий раз превращая конкурс в настоящий праздник Песни, Музыки, Дружбы. Хор «Радуга» под руководством Раисы Давыдовны неоднократно становился ядром сводного хора детей Металлургического района.

В настоящее время в коллективе работают выпускники студии «Радуга» студенты дирижерско-хорового и вокального отделения Челябинского музыкального колледжа и института Музыки им. П.И. Чайковского.

В 2004 году вокально-хоровой ансамбль «Радуга» удостоен Гран-при VIII Международного хорового конкурса «Звучит Москва», участвовал в концерте Лауреатов в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

В 2006 году хор «Радуга» стал Обладателем Серебряного Диплома Международного конкурса им. Роберта Шумана в г. Цвиккау (Германия).

В 2007 году хор «Радуга» удостоен Диплома III степени на Международном конкурсе хоровых коллективов «Поющий мир» в г. Санкт-Петербурге.

За многолетнюю плодотворную работу по эстетическому воспитанию детей, высокий профессионализм и творческие достижения коллектив педагогов детской хоровой студии «Радуга» не раз был отмечен и награжден почетными грамотами, благодарственными письмами

Приложение 2

Опрос «Что такое музыка? Что такое родной край?»

1)Что такое музыка? ______________________________________________

2)Что такое родной край? __________________________________________

3)Как часто вы слушаете музыку?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

4)Какое направление в музыке вы предпочитаете?

    Народная музыка______

    Джаз______

    Электронная музыка

    Рок____

5)Считаете ли вы, что музыка влияет на формирование личности человека? Да_______Нет______

6) Хотели бы вы профессионально заниматься музыкой? Да_______Нет_______

7) Кто прививает вам любовь к музыке? __________________________________

8)Знаете ли Вы композиторов Вашего города? Да________Нет_________

9)Знаете ли Вы музыкантов Вашего города? Да________Нет_________

10)Знаете ли Вы гимн своего города? Да________Нет_________

11)Бываете ли Вы на праздниках своего города?

Часто________

Иногда_______

Никогда_______

12)Что такое ДК? _____________________________________________________

13)Что такое ДШИ? ___________________________________________________

Приложение 3

Коллекция песен в исполнении музыкальных коллективов и исполнителей авторских произведений города Челябинска

Гимн Челябинской области
(В. Алюшкин)
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.

Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.

Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.

Город начинается
(А. Горская)
В самом сердце древнего Урала
Ты найди
Челябинск миллионный.
Город начинается с вокзала,
С нашего Советского района.,
С привокзальной площади и сквера,
Где сегодня строится метро,
А ещё с твоей и нашей веры
В справедливость, разум и добро.

Город начинается, послушай,
С самой лучшей улицы Свободы,
Город начинается с «катюши»,
Уходившей с нашего завода.
У Поклон-горы святое место,
Пусть война лишь в памяти и снах,
Но идут с букетами невесты
К матери, скорбящей о сынах.

Только в Челябинске

(А. Горская)
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.

Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.

Город славного Урала

(М. Гроссман)
Город славного Урала
Будто вылит из металла,
Будто кован кузнецом
Город славного Урала –

Со своим чуток усталым
И особенным лицом.
На посту забот и боя
В отгремевшие года

Мы сроднились с ним судьбою,
И над нами голубое
Небо мира и труда.
Наш Урал кует и косит,

Печи день и ночь горят,
И огромен сил заряд, –
Никогда не шел в обозе
Гордый город Танкоград!

Указ торжественный читая,
Отечество благодарим,
И детям огненного края,
Мы нашим детям говорим:

– Вам продолжать работу эту,
Чтоб и о вас народ запел,
И принимать вам эстафету
Орденоносных наших дел.

Так пусть цветут ребячьи лица, –
Твои объятия нежны,
Орденоносная столица
Орденоносной стороны!

Мой город
(В. Богданов)
Город мой. Возвышаясь огромно,
Смотрит вдаль широко и светло.
И ложится румянец от домен
На его трудовое чело.

И под небом уральским недаром,
Поднимаясь во всю красоту.
Он суровость обрел сталевара
И рабочую взял прямоту…

Переулок Электродный,

Закоулочек Стальной...

Тут у нас в любые годы

Не стояли за ценой.

Кислородный

И Прокатный,

Ферросплавная,

Труда...

Сразу каждому понятно,

Расшифруешь без труда.

За названьями – реальность,

Город с трудною судьбой...

В стих входи,

Документальность –

Ярче выдумки любой...

Образцовый ансамбль русской песни "Марьюшка" (Руководители: Кирьянова Ольга) ДДК ДАНКО Челябинск, ул. Электростальская, д. 33

Описание

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Работа состоит из 1 файл

Музыкальная культура родного края.

Работу выполнила ученица 7в-Трофимова Ирина.

Музыкальная культура Урала.

Традиционная музыкальная культура Урала - сложное культурное явление, основные черты которого сложились относительно поздно (в ХVII - ХIХ вв.). Историей заселения Урала, миграционными процессами, природно-географическими факторами, различиями в социальной, национальной и конфессиональной принадлежности населения обусловлено своеобразие музыкальной традиции, стилевое и жанровое многообразие, неоднородность ее исходных составляющих, пестрота "музыкальной карты" локальных вариантов внутри региона.

Подобные духовным стихам "гимны" были записаны в общине евангелистов. Тексты таких "духовных песен" передаются в рукописных списках, происхождение напевов в народном сознании мифологизировано и реально не определяется: "Это дело древнее. Это первые христиане ишшо пели. Даже святые апостолы, когда совершил Господь вечерю свою" (Кушвинский).
Духовные стихи, в уральских рукописях и публикациях середины ХIХ в. называемые "нищенскими стихами" и "песнями при поминках", и ныне существуют как часть похоронно-поминальной обрядности. Как постовые, т.е. календарно приуроченные, эти тексты бытуют почти исключительно в старообрядческой и казачьей среде.

При участии казачества складывались культурные традиции южных и юго-восточных земель. При постройке оборонительных укрепленных линий казаки заселяли территории нынешних Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Уклад жизни с его разделением на "внутренний" и "внешний" быт определил условия существования различных жанров музыкального фольклора. При исполнении казаками воинских обязанностей звучали исторические, солдатские, походные песни. Сюжеты их довольно поздние. Так, события солдатских песен, записанных А.Н. Зыряновым в 1859 г. в Шадринском уезде, относятся к Отечественной войне 1812 г. и первой русско-турецкой войне. В быту музыкальное исполнительство определялось календарными и семейными событиями, сопровождало досуг и различные трудовые процессы, как и в среде крестьянского населения этих мест.

Небольшое место в календарном фольклоре Урала занимали масленичные песни и припевки, приуроченные к Масленице лирические песни и частушки. Весенние праздники сопровождались детскими закличками, приуроченными к Вербному воскресенью и Пасхальной седмице "качульными" частушками. Отдельную группу составляют семицкие и троицкие обрядовые песни и хороводы. Семицкими песнями сопровождалось хождение девушек-подростков с украшенной березкой ("кумушкой"). Хороводы и троицкие песни исполнялись на общих гуляниях - кругах, лугах. Наиболее частые формы вождения хороводов: круговые, "стенка на стенку", "через человека", с "воротцами", "завивания", крыловые, а также имитирующие движения ткацкого станка ("сновалка") и шествия-проходки по селу под песни.

Детский музыкальный фольклор делится на две большие группы - так называемую поэзию пестования (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с песенками и т.д.) и собственно детский неприуроченный фольклор, основу которого составляют игры и игровые песни, заклички, дразнилки. Граница между "взрослым" и "детским" в традиционной культуре весьма условна: в качестве колыбельных песен и потешек детям пелись романсы, лирические и плясовые песни, частушки. В свою очередь, дети с раннего возраста овладевали "взрослым" репертуаром, исполняя в различных ситуациях колыбельные, затем свадебные, плясовые и лирические песни, инструментальные наигрыши и т.д.
Песенное исполнительское искусство на Урале имеет свои особенности. В большинстве районов Свердловской и соседних Курганской, Челябинской, Тюменской областей отмечается преимущественно двухголосная фактура. Исключение составляют Невьянский, Кушвинский, Красноуфимский р-ны, в которых встречается удвоение нижнего голоса третьим (он звучит на октаву выше). А в отдельных селах Талицкого района (Беляковский Катарач) каждый исполнитель считал необходимым вести свой голос.
Женское пение в большинстве районов отличается низкой тесситурой (малая октава). Первым голосом на Урале называют нижний, он - ведущий. "Мама высоким пела, а я запевала" (Каменский). Народные исполнители Каменского, Камышловского районов рассказывают, что раньше запевала (нередко - мужчина) исполнял этот голос в одиночку. Вторым голосом считается верхний. Им подпеваются, подтягают, выводят, вытягают. Манеру исполнения лирических песен сами носители традиции определяют как умение зыбать, колыбать (распевать) мотив. Темп напева определяется ими как пологий (медленный) или частый, крутой (быстрый).
Исполнители считают, что общее звучание определяется запевалой, к которому легко или трудно подпеться. Человек, не умеющий подпеться, засекает, пересекает остальных. В смешанных ансамблях нередко запевали мужчины. В женских сельских ансамблях до сих пор сохраняются песни с "мужским" характером запева или песни из мужского репертуара.

Каждая социальная или возрастная группа (конные пастухи, солдаты, некрута, заключенные, вдовы, замужние женщины, дети, подростки) имела в каждой местности свой любимый репертуар. Исполняли его небольшими группами родственников или соседей. Так, молодежь собиралась группами по возрастам и месту проживания - "артелями", "хороводами". "На вечерки ходили с 14 лет. Было несколько хороводов, в хороводе было по 15 подруг; каждому хороводу была кличка: Сербиянки, Пиканки, Мохнушки,". Каждая артель, как правило, имела свой вариант напева той или иной лирической или хороводной песни. Девушки и парни из соседних сел и даже артелей вместе уже не спевались.

Инструментальная традиция на Урале представлена наигрышами на гармони, балалайке, скрипке, мандолине, гитаре, различных дудках, рожках и свистульках, а также многочисленных ударных и шумовых инструментах (ложки, бубен, барабанка, ведро, заслонка, веретено и т.п.). По данным экспедиционных материалов, в Челябинской области играли и на гуслях Обычно инструментальные наигрыши сопровождают пляску или пение частушек.



СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ

Алехина В.М., зав. кабинетом музыки

Система эстетического воспитания населения в нашей стране переживает, как известно, серьезный кризис. Наиболее существенные причины этого кризиса – преобладание потребительского отношения к искусству, установка на развлекательные формы современной массовой культуры в противовес высоким образцам классического и современного искусства, традиционной народной культуры.

Одним из путей решения задачи художественного образования и эстетического воспитания школьников является искусствоведческое краеведение - как составная часть общего краеведения. Музыкальный фольклор во всем разнообразии его жанровых, историко– и диалектно-стилевых проявлений представляется как важнейшая и неотъемлемая часть национальной культуры в целом и музыкальной культуры в частности. Вопросы теории и истории народной музыки, особенности содержания, специфика художественных форм музыкального фольклора, исполнительские традиции, взаимодействие народной и профессиональной культур, состояние и перспектива развития элементов традиционной музыкальной культуры – круг ключевых проблем современной музыкальной фольклористики.

Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных духовных ценностей от поколения к поколению почти разрушен, преемственность фольклора во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений образования и культуры. На протяжении ряда лет в липецком крае осуществлялась экспедиционная работа профессионалами – исследователями: сотрудниками Областного дома народного творчества и педагогами Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова
В.Б. Стебеневой, К.Л. Иващенко, Е.Б. Вершининой, В.В. Грибановой,
Н.В. Чесноковой, учеными - этнографами Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Н. Гиляровой, В.М. Щуровым, учителями музыки школ и руководителями детских фольклорных и фольклорно-этнографических коллективов Т.В. Смоляковой (детский образцовый фольклорно-этнографический ансамбль «Веснушка» МОУ гимназии №1 г. Липецка), Н.А. Приходько (фольклорно-этнографический ансамбль с. Колыбельское Чаплыгинского района), Н.Г. Юрковой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Бусинки» с. Частая Дубрава Липецкого района), Н.М. Бартеньевой (детский образцовый фольклорный ансамбль «Хорошки» с. Яблонево Краснинского района) и др.

Липецкий музыкальный фольклор и своеобразие его жанровой системы представлен в многочисленных сборниках, изданных сотрудниками Областного дома народного творчества. Е.Б. Вершинина – одна из тех, кто профессионально осуществляет нотацию собранного материала. В одной из вступительных статей к нотному изданию «Напевы Липецкого края» она пишет о том, как складывались песенные традиции на территории верхнего Подонья. «Большинство сел здесь образовалось, начиная с XVI, в течение XVII – XVIII веков, как раз тогда формировалась южнорусская традиция, в ареал которой входит наш край. Территорию современной области составило пограничье пяти губерний. Особенности заселения обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие песенных систем. Централизующий компонент в южнорусских песенных системах – хороводные и плясовые песни, на которые ориентируется музыкальный код свадебного ритуала. Не случайно многие из них на территории верхнего Подонья как бы «кочуют» из жанра в жанр: свадебные песни атрибутируются исполнителями как хороводные и плясовые, а те, в свою очередь, как свадебные. Здесь налицо жанровое переосмысление песен. Кроме того, местным традициям свойственно еще одно явление, называемое вторичной приуроченностью песен. Например, к свадьбе могут быть приурочены определенные разновидности частушек, а к календарным праздникам – лирические и плясовые песни».

К настоящему моменту зафиксировано и издано далеко не все из того, что продолжает порождать живая фольклорная традиция. Предстоит дальнейшая экспедиционная и краеведческая работа с архивными и экспедиционными материалами, требующая профессионального подхода к звуковой (обычно многоканальной) и видео – записи, нотации музыкальных текстов. Исследуются соотношения музыкально – поэтических и изобразительных видов искусства, изучаются области фольклора, в которых музыка находится в неразрывной связи с танцами, играми, зрелищными и словесными формами народного творчества. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый синкретизмом. Фольклор - творчество устное, усваивается устно-слуховым, подражательным способом. С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение существует и может восприниматься только в момент живого исполнения, «художественность» и «образность» которого будет зависеть от конкретных сиюминутных ситуаций и реакций слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникации фольклора. Вариантность – это непреложное свойство жизни фольклорного материала (вокального, инструментального, танцевального), таким образом, в фольклоре в едином творческом акте сосуществует «создание – исполнение» и «исполнение – создание». В связи с этим остается актуальным вопрос: «Возможно ли фольклорное действо, разыгрывание календарных и семейно-бытовых обрядов на сцене как концертное исполнительство?»

На протяжении ряда лет имеет место подмены фольклора фольклоризмом или «вторичным фольклором». Это явление международное и его формы многообразны: использование фольклора в эстрадно-развлекательных программах, в туристско-коммерческой индустрии; обработка и цитирование фольклорных произведений в творчестве профессиональных композиторов, создания авторских сочинений по типу фольклорных на основе использования элементов языка фольклора. Следует отметить явление, когда интерпретация фольклорных произведений неаутентичными исполнителями (профессиональными академическими певцами, народными академическими хорами, профессиональными и самодеятельными ансамблями песни и пляски) выдается за народное творчество. Отношение к фольклоризму разное, его можно рассматривать и как суррогат фольклора («окультуренность» современными ритмами, тембрами, манерой исполнения) и как способ сохранения, привнесения «новизны», национального колорита в сферу художественной культуры.

Максимально приблизится к аутентичному фольклору позволяют этнографические и фольклорные коллективы в репертуаре которых исключительно подлинные образцы исполнительства (с сохранением местного диалекта и его фонетических особенностей). Некоторые ансамбли так глубоко входят в местный певческий стиль, что могут свободно импровизировать, многоголосно распевать песни вместе с подлинными носителями традиции. Такими умениями обладают исполнители фольклорно-этнографического коллектива «Воскресение» Областного дома народного творчества под руководством К.Л. Иващенко. Ансамбль получил такое название в связи со стремлением его участников освоить и сберечь от забвения, воскресить песни родного края в наши дни почти ушедшие из певческой практики в селах, расположенных в верховьях Дона.

Явления фольклора и фольклоризма имеют место и в школьном музыкальном воспитании. При освоении жанрово-стилевой специфики регионального музыкального фольклора серьезное внимание должно быть обращено на осведомленность учителя о разнообразии самобытных народных культурных традиций, сложившихся на Севере, Юге, в Центральной части и на Западе России, в Поволжье и Сибири. Проявляется оно весьма широко: отличаются говоры («окание», «якание», «акание» и т.п.), манера интонирования, движения, имеются серьезные различия в обрядах, костюмах. Из практики фольклорного исполнительства важно исключить стилевое смешение певческих манер, диалектов, несовместимость элементов народных костюмов разных регионов страны, а также знать предназначение и принципиальные отличия детской и взрослой традиционной одежды.

Образовательный стандарт начального и основного общего образования по искусству (предмет «Музыка») предусматривает обязательное введение в содержание школьных программ музыкального фольклора России, народных музыкальных традиций родного края. Уроки, а также внеурочные формы работы должны помочь раскрыть детям целостную панораму музыкального искусства от арахаики до многоликой современности. Ученый – музыковед Б.В. Асафьев видел в музыкальном фольклоре «интонационную опору» для развития слуховых навыков и культуры слышания академической музыки, считал, что начальное музыкальное образование нужно строить именно на «этнографии слуха».

Признавая право на существование аутентичного и стилизованного фольклора в школьной практике, отметим, что сегодня недостает именно подлинных образцов с заострением внимания на региональной традиционной культуре.

Практика показывает, что у детей, как правило, огромная потребность в художественных формах выражения. Чем раньше ребенок усваивает фольклор как синкретическое искусство, тем более он «синкретичен» от природы и воспринимает окружающий мир как живое, одушевленное. С включением в школьные занятия основных жанров народного музыкального творчества, одновременно вводится и фольклорный способ освоения материала, основанный на игре, драматизации, на изустном способе передачи опыта исполнения. Вариативность, импровизационность, имитационность, которая лежит в основе детского музицирования и в природе построения народных песен – может естественно и при этом художественно организовать процесс их разучивания. При этом решаются воспитательные задачи: развитие коммуникативной культуры, навыков координации действий и самоконтроля, этики поведения и самоотдачи, собранности и воли, феномена коллективного творчества, когда от усилий каждого зависит конечный результат. Кроме того, фольклорное музицирование является действенным арт - терапевтическим средством.

1. Произведения собственно детского творчества – песенки, приговорки, считалки, игры, сказки.

2. Произведения творчества взрослых, предназначенные для детей – колыбельные, потешки, пестушки.

3. Произведения, объединяющие мир взрослых и детей:


  • музыкальный материал, заимствованный у взрослых и переработанный детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;

  • песни – осколки, обрывки из «взрослых» песен;

  • песни, целиком перешедшие от взрослых к детям без каких – либо изменений.
Наиболее сложно развить навыки музыкальной импровизации. Оргинальный «вариативный метод» освоения детьми песенного фольклора разработала автор факультативной программы и УМК для начальной школы «Русский фольклор» доцент Российской академии музыки им. Гнесиных Куприянова Л.Л. Поиску вариантов напева предшествует многократная декламация детьми заданного учителем текста нараспев и с соблюдением слогоритма. Затем следует унисонное пропевание подряд нескольких вариантов напева на разные звуковысотные тона с текстом различных песенных строф. При этом осуществляется постоянный контроль за сохранением опорного тона в конце напева. Дальше идет индивидуальный поиск каждым ребенком своего мелодического варианта в пределах заданной звуковой сферы, с сохранением при этом ритмического рисунка и опорного тона. Заканчивается работа попыткой соединить все созданные варианты в коллективном пении. Эта методика, прошла апробацию во многих детских фольклорных коллективах и доказала свою перспективность.

Экскурсии, экспедиционная деятельность с использованием современных технических средств, выходящая за рамки школьного урока и органично входящая в планирование учебных занятий фольклорного кружка поможет освоить учащимся в реальной жизни метод народного песнетворчества и музыкально-речевого интонирования, станет основой обучения детей родной музыкальной речи на музыкально-поэтическом языке места проживания. Особую ценность представляет возможность неоднократных встреч с местными народными исполнителями и совместное музицирование (на последующих этапах после первичного разучивания аутентичного музыкального материала).

Теоретическая подготовка в контексте школьных занятий, знание основ мифологии, символики, имеющих важное значение в народном творчестве, поможет грамотно сформулировать вопросы по основным разделам экспедиционного собирательства включающих: календарные обряды; обрядовые песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые, лирические, подблюдные); семейно-бытовые обряды; исторические песни; былины, баллады, предания, легенды; заговоры; сказки; необрядовые песни, частушки; детский фольклор; народный театр; пословицы, поговорки, загадки. При наличии паспорта фольклорного произведения материал может считаться научной записью. Он систематизирует данные о собирателе, о времени фиксации фольклорного произведения, о месте его записи, об информанте, а также дополнительные сведения: определение жанровой принадлежности, манере исполнения, когда и от кого оно было усвоено и др. Экспедиционная деятельность - это по своей сути долгосрочный проект, в котором могут принять участие школьники разных классов и межшкольных групповых объединений района. Результатом работы может стать музыкальная исполнительская деятельность, организация и проведение народных календарных праздников в школе и подшефных учреждениях, печатные работы и статьи в газету, оформление и передача материалов в местный краеведческий музей, создание школьного музея художественной культуры родного села.

Именно благодаря таким подходам музыкальный фольклор может стать методом приобщения детей к богатому пласту народной культуры, важным первоисточником знаний о своем крае.

Литература

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.

Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.1. – М., 1990 (Сб. науч. тр. /НИИ культуры).

Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986.

Зуева Т.В.: Русский фольклор: Слов. - справ. – М,: Просвещение, 2002.

Напевы Липецкого края: сб. нар. песен /ред.-сост. Е.Б.Вершинина.-Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2004.