Пульмонология, фтизиатрия

Рахит у новорожденных: признаки, лечение и упражнения ЛФК. Лфк - лечебная гимнастика Основные движения занятий физкультурой для малышей элементарны

Рахит у новорожденных: признаки, лечение и упражнения ЛФК. Лфк - лечебная гимнастика Основные движения занятий физкультурой для малышей элементарны

Такое неприятное заболевание, как рахит у детей, развивается на фоне сбоя обмена веществ, нарушения баланса кальция и фосфора из-за недостатка витамина «Д» в организме детей. В группе риска находятся малыши со следующими проблемами:

  • Недостаточное время пребывания на свежем воздухе.
  • Отсутствие нужного количества витаминов и микроэлементов в питании.
  • Сниженная двигательная активность.
  • Дефицит ультрафиолета в осенне-зимний период.

Вследствие развития рахита страдает костная система малыша, появляются сбои в функционировании связанных с ней систем и органов. В зависимости от тяжести протекания заболевания выделяют три его стадии.

Самое начало болезни очень сложно диагностировать, так как оно начинает проявляться как сбои нервной системы. У детей нарушается сон, он становиться легковозбудимым. Может наблюдаться повышенное потоотделение и выкатывание волос с затылочной части головы. Обычно на этой стадии можно ограничиться приемом витамина «Д», получением достаточных доз ультрафиолета и проведением общеукрепляющего массажа при рахите у детей. Если вовремя не начать лечение болезнь переходит во вторую стадию, характеризующуюся деградацией костной системы со стороны грудной клетки и черепа. Самая тяжелая третья стадия влечет за собой уже нарушения в работе внутренних органов, деформацией ручек и ножек, сколиоз. Она практически не поддается полному излечению, особенно после наступления 3-летнего возраста у ребенка. Последствия перенесенного рахита могут сопровождать человека всю жизнь.

Лечение с помощью массажа при рахите у детей

Одним из самых действенных способов победить болезнь является специальный массаж при рахите у детей. С его помощью активизируется обмен веществ, организм начинает усиленно вырабатывать витамин «Д». Массаж необходимо проводить вне зависимости от возраста и тяжести заболевания. Он благотворно воздействует в любом случае. Однако методы и продолжительность проведения массажа при рахите у грудничков существенно отличается от воздействия на деток постарше. Поэтому все лечение должно быть индивидуально назначено специалистом с учетом особенностей у конкретного ребенка.

На первой стадии заболевания проводятся общеукрепляющие курсы массажа, рассчитанные на определенный возраст.

Уменьшить нагрузку в два раза по сравнению с обычным воздействием, так как при рахите дети сильнее подвержены усталости. Очень бережно и внимательно выполнять сгибания-разгибания суставов, избегая давления и резких движений.

Дыхательные упражнения являются обязательным компонентом массажа при рахите у детей. Новорожденным проводятся осторожные надавливания на область грудной клетки. Для деток постарше приемы надавливания могут проводиться обеими руками с более сильным давлением.

Исключить или сильно уменьшить ударные воздействия, заменив их на поглаживания. Это связано с высокой возбудимостью нервной системы ребенка при рахите.

Методы массажа при рахите у детей зависят от характера деформации костной системы. Их можно поделить следующим образом:

Изменения в формировании грудной клетки. Это так называемая «куриная грудь», характеризующаяся чрезмерно выпирающими под острым углом ребрами. Бывает, что грудная клетка наоборот, чрезмерно впалая. Эту патологию называют «грудь сапожника». При таких нарушениях уделяют повышенное внимание межлопаточной области, грудной клетке, межреберным мышцам.

О-образное и Х-образное искривление нижних конечностей, усугубленное плоско-вальгусной деформацией свода стопы. Массаж при рахите у детей с О-образной постановкой ног выполняется на внешней стороне бедер как укрепляющий, а на внутренней - расслабляющий. При Х-образной деформации все делается наоборот.

Ослабление ягодичных мышц может привести к такому нарушению, как «рахитическая коксавара». При подобной проблеме используют приемы растирания и разминание, направленные на укрепление мышц тазобедренной части.

При «лягушачьем животе» помогают любые массажные приемы и элементы ЛФК, направленные на укрепление мышц брюшной области.

Лечебная физкультура при рахите является важнейшим средством патогенетической терапии в связи с активным влиянием фи­зических упражнений на обменные процессы растущего организма. Установлено, что гимнастические упражнения и массаж создают бла­гоприятные физиологические условия для улучшения и восстановления обменных процессов благодаря улучшению крово- и лимфоснабжения мышц. Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, способствуют полноценному окислению продуктов метабо­лизма в энергетических циклах и уменьшению метаболического ацидо­за.

Как показали наши исследования [Фонарев М. И., 1971; Фона­рев М. И., Николаева Е. Н., 1976], умеренная физическая нагрузка приво­дит к преимущественному сгоранию жиров и уменьшению пируватов в мышцах животных при экспериментальном рахите. Это может быть объяснено тем, что остатки жировой молекулы вводятся в цикл Креб­са на уровне янтарной кислоты, минуя блокированный пируватдегидрогеназный комплекс. В рамках комплексной терапии физические упражнения способствуют восстановлению нарушенной энергетики мышечного сокращения, приводят к улучшению и нормализации мы­шечного тонуса. Неоспорима роль средств лечебной физкультуры в восстановлении двигательной сферы больного ребенка и устранении психомоторных нарушений. Хорошо теоретически и практически обо­сновано применение лечебной физкультуры при коррекции деформа­ций скелета у ребят с рахитической патологией.

Таким образом, средства лечебной физкультуры при рахите могут быть использованы для решения большинства лечебных задач во всех периодах заболевания. Из них главными следует считать: улучшение и нормализацию обменных процессов, предупреждение деформаций опорно-двигательно аппарата и коррекцию возникших деформаций, улучшение и нормализацию функции дыхания, улучшение и нормали­зацию функции других пораженных органов и систем (сердечно-сосудистой, пищеварения, кроветворения), улучшение и нормализацию дея­тельности нервной системы, предупреждение отклонений психомотор­ного развития, улучшение и нормализацию психомоторного развития (при отклонениях), повышение неспецифической сопротивляемости ор­ганизма ребенка.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде разгара проводится в форме ин­дивидуальных занятий длительностью 10-12 мин с использованием приемов поглаживающего массажа туловища и конечностей, пас­сивных гимнастических упражнений в медленном темпе в пределах фи­зиологической амплитуды движений сустава (избегать переразгибания). При сохранении безусловных двигательных реакций применяют­ся рефлекторные упражнения, а при попытках к самостоятельным движениям - и активные, выполняемые с помощью и из облегчающих исходных положений. Исходные положения для массажа и гимнастиче­ских упражнений лежа - на спине, на животе, на боку. Статические на­грузки полностью исключены.

В периоде реконвалесценции в связи с улучшением состояния ребен­ка под влиянием комплексной терапии (исчезновение повышенной бо­левой чувствительности кожи и общего беспокойства, свойственных ребятам в периоде разгара) возможны значительное увеличение объема применяемых средств и углубление их лечебного действия. Так, улуч­шение обменных процессов может быть обеспечено с помощью всех приемов массажа, в том числе растираний и разминаний, которые ре­зко улучшают лимфо-и кровоснабжение массируемых областей. Уве­личивается возможность влияния на кровоснабжение и обмен веществ, в том числе и компенсаторного действия физических упражнений за счет их возрастающей дозировки.

К задачам лечебной физкультуры в этом периоде присоединяются задачи исправления возникших ранее деформаций опорно-двигатель­ного аппарата, а также восстановления утраченных и развития задер­жанных двигательных навыков, уменьшения и ликвидации мышечной гипотонии.

Занятия лечебной физической культурой (ЛФК) проводятся индивидуально дли­тельностью 12-15 мин 2 - 3 раза в день с использованием всех при­емов массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), в первую очередь для наиболее пораженных мышц (спина, брюшной пресс, ягодичная область). Гимнастические упражнения назначаются в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными навыками Для развития задержанных движений - массаж соответствующих мы­шечных групп, пассивные упражнения и стимуляция. Вводятся упраж­нения для коррекции возникших ранее деформаций. Например, для коррекции грудного кифоза-упражнения с приподниманием головы и плеч из исходного положения лежа на животе или лежа на животе с валиком под грудной клеткой. Для коррекции деформаций грудной клетки из-за образования гаррисоновой борозды и развертывания нижней апертуры грудной клетки применяются различные упражнения для мышц брюшного пресса: приподнимание и удерживание ног из положения лежа на спине, приподнимание головы и плеч из положе­ния на спине, повороты со спины на бок и на живот и т. п.

В периоде остаточных явлений ведущими задачами лечебной физ­культуры становятся нормализация функции органов и систем, пора­женных при рахите, восстановление и нормализация психомоторного развития, коррекция (в возможных пределах) имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, нормализация общей неспецифиче­ской реактивности. Решению этих задач способствует широкое исполь­зование всех средств лечебной физкультуры, соответствующих физиоло­гическому возрасту ребенка, т. е. уровню его развития. К ним относятся общеразвивающие физические упражнения из всех исходных положений, упражнения в развитии основных движений - лазания, ходьбы, бега, прыжков, бросания. Особую роль играют упражнения в элементах движений и целостных двигательных навыках, задер­жанных в развитии. Подготовка двигательного аппарата к этим упражнениям заключается в избирательном массаже пораженных мышц, упражнениях с помощью и из облегчающих исходных положе­ний. Стимуляции движений способствуют игровая методика выполне­ния упражнений, использование игрушек, ярких пособий, а также включение подвижных игр, соответствующих возрасту. Специальные корригирующие упражнения включаются, учитывая характер имею­щихся деформаций. Действие этих упражнений может быть усилено массажными приемами.

Лечебная физическая культура (ЛФК) в периоде остаточных явлений про­водится во всех формах, возможных по условиям больницы и возрасту ребят. Начиная со 2-го года жизни в режим дня включается утренняя гимнастика. Во всех возрастных группах проводятся специальные за­нятия лечебной физической культурой (ЛФК), длительность которых может быть уве­личена до 18 - 20 мин. Весьма эффективны для успешного решения специальных задач коррекции и ликвидации отставания в развитии ин­дивидуальные назначения по лечебной физической культуре, выполняемые ро­дителями или дежурным медицинским персоналом под руководством инструктора. В содержание таких назначений включаются активные упражнения по развитию отстающих двигательных навыков, например стимуляция ползания, исходные положения, способствующие коррек­ции, и другие простейшие приемы лечебного воздействия, не требую­щие сложной техники.

Приводим схему применения средств лечебной физкультуры при рахите (табл. 15).

При тотальном недостатке витамина D велика вероятность развития рахита у новорожденных детей, причем некоторые последствия данного заболевания (к примеру, деформацию грудной клетки) устранить по мере взросления становится все сложнее и сложнее. Но и чрезмерно усердствовать с приемом данного витамина будущим мамам категорически не рекомендовано, так как перенасыщение чревато развитием гипервитаминоза D.

Причины развития рахита у грудничков

Рахит - общее заболевание, характеризующееся нарушением обмена веществ, особенно фосфорно-кальциевого обмена, костеобразования и функций всех ведущих органов, что связано с гиповитаминозом D.

По данным разных авторов, рахит встречается у семидесяти процентов малышей на первом году жизни и у 10-35% детей - на втором году жизни, при этом тяжелые формы регистрируются все реже. Однако даже и при легком течении болезни, которая изменяет обмен веществ ребенка, нарушается развитие малыша.

Причиной развития рахита в его классическом проявлении является недостаток в организме малыша витамина D (витамин-Б-дефицитный рахит) Недостаточное поступление витамина с пищей и (или) недостаток образования витамина в коже может произойти из-за следующих факторов:

  • недостаточного и некачественного (несбалансированного) питания матери в период беременности;
  • искусственного вскармливания коровьим молоком (неадаптированными смесями);
  • рождения недоношенного ребенка;
  • дефицита солнечного света (эта причина рахита у грудничков характерна для детей, рожденных в условиях Крайнего Севера) или недостаточного пребывания ребенка на воздухе;
  • желудочно-кишечных заболеваний ребенка (в том числе дисбактериоза кишечника).

Периоды и степени тяжести рахита у детей

В течение рахита существуют периоды:

  • начальный (с 2 недель до месяца жизни ребенка) - ребенок беспокойный, плохо спит, часто плачет, наблюдается повышенная потливость, в том числе и головы, что быстро приводит к облысению затылка. При осмотре малыша педиатр может выявить такой начальный признак рахита у новорожденных, как размягчение краев большого родничка;
  • разгара - размягчение костей проявляется увеличением лобных и затылочных бугров. Характерный симптом рахита у новорожденного в этот период – изменение формы грудной клетки (она становится широкой книзу, выпячивается кпереди). Также наблюдается утолщение костной ткани на ребрах и запястьях (появляются так называемые рахитические четки и браслеты). Связки и мышцы в этот период развития рахита у детей становятся слабыми, а суставы - разболтанными, живот увеличивается в размере. Из-за деформации грудной клетки и слабости мышц (межреберные мышцы и диафрагма) дыхание такого ребенка становится поверхностным (неглубокий вдох и короткий выдох), легкие плохо вентилируются, а всему организму не хватает кислорода. Больные малыши часто простужаются, а ОРЗ может осложниться пневмонией, у них нарушается работа желудочно-кишечного тракта;
  • выздоровления - в этот период нормализуется тонус центральной и вегетативной нервной систем, восстанавливаются двигательные навыки ребенка. В этот период развития заболевания уменьшаются или исчезают такие признаки рахита у новорожденного, как размягчение костей. Однако следы размягчения костной ткани (деформация грудной клетки, черепа, ног) остаются;
  • остаточных явлений (после 2 лет).

На этих фото рахита у новорожденных показаны все периоды развития заболевания:

Заболевание обостряется осенью и зимой, самоизлечение может наступить весной и летом.

В зависимости от тяжести течения заболевания различают три степени тяжести рахита у детей: легкую, средней тяжести и тяжелую.

При легкой (I) степени рахита возникают изменения со стороны нервной и мышечной систем. Выявляются такие симптомы рахита у новорожденных, как потливость, облысение затылка, размягчение краев большого родничка.

При средней (II) степени рахита дополнительно появляются изменения со стороны костной системы (выявляются самые разнообразные костные изменения). При средней степени тяжести рахита нарушается работа внутренних органов, печень и селезенка увеличиваются.

При тяжелой (III) степени отмечаются изменения со стороны центральной нервной системы и тяжелые отклонения в костеобразовании и состоянии мышечной системы.

Посмотрите фото рахита у новорожденных различных степеней тяжести:

Витамины для лечения и профилактики рахита у новорожденных

Основным лекарственным средством для лечения рахита у новорожденных являются препараты, содержащие витамин D2.

При I степени в начальном периоде назначается 300-800 ME витамина в сутки, на курс - 400 000-600 000 ME.

В период разгара при II и III степени рахита (тяжелая форма) назначается 10000-16 000 ME витамина в сутки, разделенных на 2-3 приема. Полный курс этого витамина от рахита для новорожденных составляет 600 000-800 000 ME.

В режиме питания следует предусмотреть своевременное введение прикорма, содержащего естественный витамин D3 (яичный желток, рыбий жир), достаточное количество овощей и фруктов, витаминов, минеральных солей в соответствии с возрастными потребностями.

Дородовая профилактика рахита новорожденных заключается в назначении будущим матерям в последние 3-4 месяца беременности витамина D2 по 500 ME в сутки. Им рекомендуется чаще бывать на открытом воздухе, рационально питаться. Женщинам до 30 лет показан гендевит по 1-2 драже. Им с 6 недель беременности в осенне-зимний период проводятся 2 курса ультрафиолетового облучения с интервалом в 2 месяца.

Постнатальную профилактику можно проводить ребенку с 2-3-недельного возраста по 500 ME в день (1 капля видехола), на курс назначается 150 000-200 000 ME.

ЛФК для детей в период разгара рахита и массаж грудничков

Физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, повышают тонус мышц, создают условия для нормальной работы центральной нервной системы, предупреждая отставание малыша в развитии. Специальный комплекс ЛФК при рахите у детей позволяет исправлять имеющиеся деформации и предупреждать появление новых, повышают защитные силы организма ребенка.

Лечебные массаж и гимнастика при рахите проводятся во все периоды заболевания, противопоказания могут носить только временный характер (на период острых инфекционных заболеваний или гнойничковых поражений кожи).

В начальном периоде рахита (в первый месяц жизни ребенка) разрешаются только массаж и возрастные упражнения. В период разгара заболевания длительность ЛФК может достигать 12 минут, более половины времени (70%) отводится на массаж. Учитывая, что в период разгара заболевания кожа ребенка особенно чувствительна, применяется только легко поглаживание.

Примерный комплекс массажа и гимнастики при рахите у детей в период разгара рахита (выполняется в возрасте от 3 до 6 месяцев):

Упражнение 1 - массаж рук. Исходное положение - лёжа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть ребёнка так, чтобы малыш охватывал ваш большой палец. Ладонью правой руки проводить поверхностно поглаживание вдоль внутренней поверхности предплечья и плеча в направлении от кисти к подмышечной впадине. Над локтевым суставом детский массаж при рахите не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2 - массаж ног. Исходное положение - лежа на спине. Ладонью руки захватить одноименной голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге положение легкого сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Проводить поверхностное поглаживание в направлении от стопы к паховой области по наружной и задней поверхностям голени и бедра. В области коленного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3 - массаж живота. Исходное положение - лежа на спине. Ладонью правой руки проводить мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг. Затем ладони обеих рук расположить параллельно средней линии живота (поочередно обе руки то справа, то слева): правая рука вверху (у реберного края), левая - внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание по направлению вверх, правой - вниз. Следующим этапом массажа при рахите ладони нужно расположить на боковой поверхности грудной клетки и проводить поглаживание по направлению вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Упражнение 4 - массаж стоп. Исходное положение - лежа на спине. Удерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцами другой руки проводить поверхностное поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу. Затем фалангами указательного и среднего пальцев выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и подошвы от пальцев к пятке. Повторить массаж стоп при рахите у детей 4-6 раз.

Упражнение 5 - рефлекторное упражнение для стоп. Исходное положение - лежа на спине. Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко надавить указательным пальцем правой руки на подошву у основания 2-3-го пальцев - ребенок согнет пальцы стопы. Затем большим пальцем правой руки провести по средней линии стопы сверху вниз до середины пятки с легким нажимом - ребенок разогнет пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам - произойдут тыльное сгибание большого пальца и расхождение остальных пальцев в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6 - поворот со спины на живот. Исходное положение - лежа на спине. Выполняя это упражнения при рахите, левой рукой нужно удерживать левую руку ребенка, а правой рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе. Повторить в другую сторону.

Упражнение 7 - массаж спины. Исходное положение - лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг. Обе руки расположить в низу спины по обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание во время массажа при рахите у грудничков проводить по направлению вверх и в сторону, огибая внутренний и нижний края лопаток, до подмышечной впадины. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц. Исходное положение - лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхненаружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Упражнение для рук. Исходное положение - лежа на спине. Выполняя это упражнение из комплекса ЛФК при рахите, нужно обхватить кисти ребенка и, разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение - лежа на спине. Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть ноги. Повторить такую гимнастику при рахите 3-4 раза и выполнить попеременное сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 11 - выкладывание ребенка на живот. Исходное положение - лежа на животе так, чтобы руки находились перед грудью, голова была повернута в сторону. Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 секунд.

Детский массаж и лечебная гимнастика при рахите в период выздоровления (с видео)

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног (поверхностное поглаживание) в течение 2 минут. Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение 2 минут. Исходное положение - лежа на спине. Слегка согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания, проводится растирание: кончиками пальцев проводить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 - сведение лопаток. Исходное положение - лежа на животе. Занимаясь гимнастикой при рахите у детей, нужно осторожно развести руки ребенка в стороны, согнуть в локтях и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение 30 секунд. Исходное положение - лежа на животе. Кроме поглаживания, осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 - приподнимание ног. Исходное положение для выполнения этого упражнения из комплекса лечебной гимнастики при рахите - лежа на животе. Левой рукой захватить оба голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение 4 минут. Исходное положение - лежа на спине. Сначала проводится поглаживание, затем - растирание. Массаж левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по передней поверхности голени и бедра, левая - по задней поверхности с легким надавливанием и смещением кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук. Снова провести поглаживание и применить следующий прием - поперечное разминание одной или двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону. Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение 20 секунд.

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 секунд. Исходное положение - лежа на спине. Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх, боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно. Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 - присаживание. Исходное положение - лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 10 - разгибание позвоночника («парение»). Исходное положение - лежа на животе. Выполняя это упражнение из комплекса гимнастики при рахите у грудничков, нужно подвести под живот ребенка обе руки и приподнять его над столом: ребенок удерживает руки и ноги на весу, поднимает плечи и голову. Повторить 2 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение 3 минут. Исходное положение - лежа на животе. Сначала проводится поглаживание спины, затем - растирание: спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с обеих сторон. Снова - поглаживание, затем - разминание: кончиками пальцев сделать кожный валик между большим и остальными пальцами руки, продвигая его вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Упражнение 12- сгибание и разгибание рук. Исходное положение - лежа на спине. Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13- сгибание и разгибание ног. Исходное положение - на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 минуты. Исходное положение - лежа на спине. Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, живота, грудной клетки.

Посмотрите видео «Массаж и гимнастика при рахите у детей», чтобы лучше понять, как заниматься с ребенком для его скорейшего выздоровления:

Статья прочитана 6 965 раз(a).

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др. органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый. Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение обмена веществ, предупреждение прогрессирования заболевания, стимуляция окислительно-восстановительных процессов в мышцах, улучшение сна.

Особенности ЛФК

ЛГ начинают с первых недель жизни ребенка и проводят только в ИП лежа. Применяют рефлекторные, активные и пассивные упражнения в соответствии с возрастом ребенка. Число повторений меньше, чем у здоровых детей. Продолжительность занятия – не более 10-12 минут.

Массаж

Массаж выполняют осторожно, применяя поглаживание, растирание, несколько раз в день по 5-7 минут.

Гипотрофия

Это хроническое расстройство питания с дефицитом массы тела в результате нарушения функции желудочно-кишечного тракта, эндокринных заболеваний, перенесенных инфекционных заболеваний и др. Ребенок худеет, тургор мягких тканей снижается, понижается возбудимость коры головного мозга, развивается анемия, нарушается терморегуляция и т. д. Лечение комплексное, ведущее место занимают массаж и ЛГ.

Задачи ЛФК и массажа

Стимуляция обмена веществ, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата.

Особенности ЛФК

В первом полугодии (повышен тонус сгибателей) применяют простейшие рефлекторные упражнения, а позднее пассивные упражнения и простейшие активные.

Массаж

Проводят общий массаж (поглаживание, растирание, разминание) в течение 3-5 минут 2-3 раза в день. Во время процедуры ребенка надо чаще поворачивать на живот.

Примерный комплекс упражнений ЛГ и массажа при гипотрофии средней тяжести для детей в возрасте 9-12 месяцев
Поглаживающий массаж груди – 30-40 секунд. Поглаживающий массаж рук – 30-40 секунд. Активный поворот на живот, побуждаемый игрушкой и словесным указанием. Массаж ног и ягодичной области – 1 минута. Ползание, побуждаемое игрушкой и словесным указанием. Массаж ног и ягодичной области – 1 минута. Активный поворот на спину. Пассивное сгибание и разгибание рук со словесным указанием. 3-4 раза. Пассивное сгибание и разгибание ног со словесным указанием. 3-4 раза. Массаж живота – 1 минута. Активное поднимание выпрямленных ног. 2-3 раза. Массаж груди – 40 секунд.

5860 0

Не все дети растут и развиваются правильно. У одних появляются признаки рахита и гипотрофии, у других — склонность к ожирению, запорам, у третьих — слабость свя­зочно-мышечного аппарата в виде плоскостопия или различ­ных нарушений осанки, иногда пупочной грыжи. Особенно­го внимания требуют дети, ослабленные за время болезни, а также дети с врожденными пороками развития органов движений - врожденным вывихом бедра, мышечной кри­вошеей, косолапостью.

Во всех этих случаях нарушается нормальная жизнь ре­бенка, в связи с чем могут появиться отклонения в здоровье, физическом развитии, нередко выявляются ограничения дви­жений.

Родителям нельзя упускать время. Посоветовавшись с врачом, необходимо начать заниматься физкультурой, кото­рая крайне необходима ребенку.

Гимнастика в сочетании с массажем особенно полезна малоподвижным детям с плохим аппетитом, общей вялостью мышц.

Освобождать детей от занятий физическими упражнения­ми можно только временно, на период острого заболевания, при повышении температуры и плохом самочувствии.

Кратко остановимся на отдельных болезнях, при которых массаж и гимнастика являются основными средствами про­филактики и лечения.

Рахит

Чаще всего рахитом болеют дети (особенно недоношен­ные) в возрасте от 2 месяцев до 2 лет.

Признаками рахита являются появившееся у ребенка беспокойство, плохой сон, ухудшение аппетита, потливость головки, изменения в нервной системе.

У малыша, страдающего рахитом, дряблые мышцы, вздутый живот, вялое, медленно сокращающееся сердце.

Если вовремя не принять профилактических мер, болезнь может прогрессировать — кости у ребенка будут становиться мягкими и чрезмерно гибкими из-за плохого пропитывания солями кальция и фосфора, грудная клетка деформируется, сдавливаясь с боков и выпячиваясь вперед («куриная грудь»), что приведет к нарушению дыхательной функции легких (кислородному голоданию и частым воспалениям легких). При чрезмерной мягкости костей могут искривиться ноги, позвоночник, может образоваться рахитический горб.

При тяжелых формах рахита, сопровождающихся лом­костью и болезненностью костей, занятия физкультурой противопоказаны.

В нашей стране осуществляются широкие профилактиче­ские мероприятия, благодаря которым тяжелые формы рахи­та встречаются крайне редко. Советская медицина обладает надежными средствами для предупреждения и лечения рахи­та. Это в первую очередь улучшение социальных условий жизни, предоставление женщинам до и после родов длитель­ного отпуска, во время которого они имеют возможность много гулять с ребенком, заниматься с ним физическими упражнениями, полноценно питать его (по назначению вра­ча — фруктовыми и овощными соками, рыбьим жиром, ви­тамином D и пр.) и закалять.

Проводить физические упражнения и массаж с детьми, имеющими признаки рахита, необходимо очень осторожно, обязательно советуясь с врачом.

Массаж полезен во все периоды болезни рахитом, но вы­полнение его требует особой осторожности ввиду размягче­ния и податливости ребер (в местах перехода хряща в кость образуются утолщения — «четки»); слабые кости рук и ног подвержены пeреломам. Чем выраженнее проявления рахита, тем осторожнее следует заниматься гимнастикой; необходимо избегать движений, которые могут привести к усилению искривлений или растяжению связочного аппарата.

Из-за плохой способности ребенка удерживать головку вертикально необходимо проделывать все упражнения в горизонтальном положении; не следует ставить, ребенка на ножки. По мере выздоровления, наоборот, надо стимулиро­вать у него естественные движения в виде ходьбы, во время которой усиленно функционируют мышцы-разгибатели. Это поможет выпрямить ноги и предупредить их искривление.

Большое профилактическое значение для предупреждения искривлений имеет укладывание ребенка на живот, способствующее расширению нижней части грудной клетки и вырав­ниванию боковых вдавливаний; кроме того, в этом положе­нии укрепляются мышцы спины и выпрямляется позвоночник в поясничном отделе. Лучше всего каждые 40 —60 минут укладывать детей на живот на жесткий щит, положенный в кроватку, но не ранее чем через 30—40 минут после еды. Сла­бым детям под грудь на уровне локтевых суставов кладется специальный валик с песком, на котором они должны лежать начиная с 3—4 до 8—10 минут по 3—5 раз в день.

Приводим ряд специальных приемов массажа и упражне­ний при рахите. Необходимо обращать внимание на укрепле­ние тех мышечных групп, которые при рахите особенно по­ражаются. Это мышцы разгибатели ног, мышцы, выпрямляющие спину, отводящие назад плечи, сближающие лопатки, и, наконец, мышцы брюшного пресса.

Учитывая, что у детей, страдающих рахитом, слабо вы­ражены статические функции и опорные реакции, необходимо уделятъ особое внимание массажу ног, особенно стоп.

Наиболее эффективные приемы массажа при рахите (рис. 69); поглаживание и растирание пальчиков ног (1); растирание и разминание голеней (2) и бедер (3); поглаживание (4) и растирание (5) рук; поглаживание прямых (6) и косых (7) мышц живота; поглаживание (8) и растирание (9) мышц спины; похлопывание ягодиц (10).

Рис. 69. Физкультура как профилактика заболеваний у детей

Применение физических упражнений в занятиях с детьми, у которых наблюдаются признаки рахита, также требует большой осторожности. Нельзя проводить такие упражне­ния, к выполнению которых нервно-мышечный аппарат малыша еще не подготовлен.

По мере poстa и развития детей движения должны усложняться; нужна определенная система в чередовании упражне­ний, так как длительная активность одних и тех же групп мышц ведет к их утомлению. Следует уделять большое вни­мание укреплению мышц живота и спины и особое место отво­дить дыхательным упражнениям.

Упражнения при рахите для укрепления мышц живота проводятся в исходном положении лежа на спине (рис. 70):

сгибание ног (1); «велосипед» (2); переход в положение сидя (3); «парение» на спине (4); вставание на ноги с помощью (5); поднимание игрушки (6); ходьба на четвереньках (7).

Рис.70. Физкультура как профилактика заболеваний у детей

Упражнения для укрепления мышц спины проводятся в исходном положении лежа на животе (рис. 71); отведение плеч назад (1); рефлекторное разгибание спины, лежа на боку (2); ползание (3); «парение» на животе (4); прогибание спины (5); прогибание верхней (6) и нижней части туловища в положении лежа на труди; прогибание туловища, лежа на спине (7).

Рис.71. Физкультура как профилактика заболеваний у детей

Не следует забывать также, что для профилактики рахита кроме гимнастики огромное значение имеют ежедневные прогулки, сон на воздухе, а также тщательный гигиенический уход за детьми: ванны, обтирания, летом свето-воздушные ванны на воздухе.